Анализ технических характеристик контактной сети Западно-Сибирской железной дороги
Эксплуатационная длина электрифицированных участков Западно-Сибирской железной дороги 6090,7 км, в том числе на переменном токе – 951 км. Развернутая длина контактной сети – 117115 км. В том числе на переменном токе – 2458 км.
На сегодняшний день хозяйство электроснабжения Западно-Сибирской железной дороги одно из крупнейших и старейших на сети дорог. Электрификация дороги проходила в период 1936 — 1980 гг. Условно можно назвать 4 этапа электрификации:
1937 год – участок Прокопьевск – Новокузнецк;
1952-1959 гг – участки главного хода и часть участков Инской дистанции;
1961-1969 гг – участки Инской, Алтайской, Томской, Новокузнецкой и Калтанской дистанций электроснабжения;
1979-1980 гг – участки Среднесибирского хода.
Т.е. большая часть дистанций электроснабжения постоянного тока по возрасту превысила 40-летний рубеж, а участок Белово-Прокопьевск-Новокузнецк разменял 7-ой десяток.
Однако, это не значит, что хозяйство по состоянию достигло предела и наступил кризис. Ежегодно дистанциями проводится капитальный ремонт, принимаются меры повышения надежности и обеспечения безопасности движения поездов.
Основным устройством, определяющим безопасность движения, является контактная сеть, не имеющая резерва, поэтому эти устройства всегда были приоритетными в проведении капитального ремонта.
На основе анализа состояния устройств, расчета потребности трудовых и финансовых затрат на техническом совете службы были определены задания по хозяйству на 2001 г.
В связи со сложной финансовой ситуацией и труднейшим положениям с обеспечением материалами, оборудованием в предыдущие годы, а также с ограничениями в трудовых ресурсах, вынуждено были сокращены физические объемы работ. Это сокращение негативно сказалось на техническом состоянии оборудования тяговых подстанций: разъединителей, изоляции ОРУ, выключателей 110-220 кВ, силовых и тяговых трансформаторов, аккумуляторных батарей и другого оборудования. На состоянии контактной сети сокращенное финансирование сказалось значительным увеличением ж/б опор, секционных изоляторов, разъединителей к.с., со сроком эксплуатации превышающем нормативный, что прямо угрожает безопасности движения поездов, ведет к росту тяжелых повреждений и длительным задержкам поездов.
По Указанию Департамента электрификации и электроснабжения службой были представлены расчеты и обоснования плана капитального ремонта и повышения надежности устройств электроснабжения на 2001 г. Указанием руководства дороги план по некоторым позициям был увеличен. На основе Указания МПС №ЦЭС-9 от 15.01.01 г. было издано Указание НГ-1/22 от 02.03.2001 г, согласно которому устанавливались годовые планы ремонта устройств дистанциям электроснабжения.
В целом по хозяйству план капитального ремонта на 2001 г был принят напряженным для дистанций электроснабжения как по физическим объемам, так и по финансовому его обеспечению. Несмотря на эти трудности, намеченные объемы ремонта и повышения надежности устройств электроснабжения выполнены практически по всем позициям (Приложение 7.1.1. ).
Анализ выполнения капитального ремонта свидетельствует, что капитальный ремонт устройств контактной сети по всем видам работ из 15 дистанций электроснабжения ведут только 11 (ЭЧ-1,2,5,6,7,8,9,16,17,18,19). Объемы работ по дистанциям резко отличаются друг от друга — на порядок и выше. Дистанции электроснабжения переменного тока практически не занимаются заменой опор, проводов, тросов, а ведут, в основном работу по диагностике устройств и замене изоляции. Практически все виды капитального и текущего ремонта выполняются в период май-ноябрь месяцы, т.е. фактически с использованием 60 % рабочего времени года (Приложение 7.1.2., 7.1.3.). Такая организация проведения капитального ремонта неэффективна и дистанциям электроснабжения следует капитальный ремонт начинать с января, например, переводить подвеску на новые опоры, демонтировать разгруженные опоры, вести замену контактных проводов, несущих тросов, изоляторов контактной сети, т.е. выполнить большую часть этих работ до наступления массовых отвлечений по обеспечению летних путевых работ.
Также следует подчеркнуть, что одним из недостатков в организации проведения капитального ремонта является так называемые “отвлечения” эксплуатационного персонала районов контактной сети на несвойственные для него работы: обслуживание ПЧ, ПМС, снегоборьбу, монтаж волоконно-оптической линии связи и т.д.