НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ЭТАЛОННЫХ ЦЕНТРОВ ЗНАНИЯ

В 19 веке в Европе университеты стали центрами научной мысли, ин­тегрируя науку и образование и являясь фундаментом всей системы науки и высшего образования.

Выработанный веками эволюционных изменений организм универси­тета является в своей основе, с теми или иными национальными особенно­стями, оптимальной формой интеграции науки и образования. В большинст­ве стран университеты определяли по мере развитая интеллектуальное лицо региона и страны, образуя систему обучения на основе высокоразвитой нау- ~ ки. Уровень развития научных исследований становится определяющим ус­ловием подготовки высококвалифицированного специалиста. Университиза- ция, охватившая сейчас Россию и зарубежные страны, только подтверждает устойчивость развития университетской организации научных исследований и учебного процесса на их основе.

В сложных условиях изменения политической системы Российского го­сударства, изменениях статуса регионов в Российской Федерации, несомнен­но, будет возрастать роль региональных университетов как одного из глав­ных факторов их стабильного устойчивого развития, эталонных центров зна­ния.

Своеобразие развития фундаментальных исследований в России заклю­чается в наличии крупных научных школ мирового уровня, давших возмож­ность сформировать свою, отличную от других стран, систему образования в университетах, основанную прежде всего на базовой подготовке в области фундаментальных наук.

Иркутский государственный университет, основанный в 1918 году как классический российский университет по образцу и в традициях ведущих российских университетов, сыграл выдающуюся роль в организации науки и высшего образования на огромной территории Сибири. С момента своего создания университет продолжительное время был единственным многопро­фильным научным учреждением в регионе. Природные условия, особенности экономического и социального развития, геополитическое положение регио­на во многом определили становление научных направлений и научных школ. От университета отпочковался целый ряд ныне крупных вузов Сибири. Костяком их научных кадров стали представители научных школ универси­тета. Ученые университета составили ядро Восточно-Сибирского филиала АН СССР (1949г.), подготовили почву для организации одного из крупней­ших в стране Иркутского научного центра. Результаты многих исследований

университета легли в основу решений двух научно-практических конферен­ций (1947, 1958 г.г.) по изучению и развитию производительных сил, опреде­ливших стратегию развития Восточной Сибири.

Иркутский университет в своем историческом движении накопил ог­ромный опыт гибкой организации НИР и всех имеющихся форм коллектив­ной организации выполнения научных исследований в вузах (НИИ, отрасле­вые и проблемные лаборатории, вычислительный центр, ботанический сад, учебно-научные комплексы, научно-исследовательские центры). Он многие годы был исполнителем координируемой государственными органами тема­тики: народнохозяйственные планы, программы и планы ГКНТ, планы и про­граммы АН, отраслевые научно-исследовательские программы, планы МНТК, планы и программы Минвузов СССР и РСФСР, региональные про­граммы, гранты различных фондов. Университет доказал способность фор­мировать и руководить региональными программами, используя уникальное сочетание специалистов высшей квалификации по основным направлениям научного поиска в интергации естественнонаучных и гуманитарных исследо­ваний.

Основные черты организации российской науки и высшей школы 2-й половины 19-начала 20 веков можно свести к следующим основным положе­ниям на основе трудов крупнейших теоретиков и организаторов (В.И.Вернадский, Д.И.Менделеев, С.Ю.Витте, Н.Й.Пирогов, К.А.Тимирязев): устойчиво развиваются только государства, имеющие высокоразвитую нау­ку; университет является одной из форм организации научной работы и глав­ным путем ее проникновения в человеческую культуру; университет должен являться независимым центром научной мысли нации и жить свободной нау­кой; вести преподавательскую работу в университете должны профессора, ведущие научные исследования; правильно организованный университет должен создавать среду для научного развития молодых людей тем, что здесь преподаются все научные категории знания, являться механизмом научного развития; университеты должны иметь развитую современную инфраструк­туру науки (научно-исследовательские институты, библиотеки, музеи, лабо­ратории и т.д.).

Основателями и организаторами работы научных школ являются лиде­ры, вышедшие в своей деятельности за рамки существующих представлений, выработавшие новый взгляд на научные проблемы. Каждая научная школа является и центром образования. Жизнеспособность школы определяется способностью генерировать идеи.

Из 38 академиков в 1914 году 33 были профессорами университетов. Наличие в вузах России научных школ мирового уровня подготовило почву для развития АН в советский период. К 1917 году в России функционировало около 105 вузов, а в Императорской Академии наук было немногим более 100 научных работников.

Иркутский государственный университет создавался силами предста­вителей ведущих университетов России на принципах и по модели, принятой в дореволюционной России.

Научными школами держится высокий престиж лучших университетов России. Опережающим развитием фундаментальных исследований отлича­ются они от других вузов. Соотношение на научном поле университета тер­ритории, занятой признанными научными школами к остальному научному пространству и есть показатель уровня и зрелости университета.

Развитие существующих научных школ, появление новых, одна из са­мых развитых инфраструктур вузовской науки поставили университет в ряд с лучшими вузами СССР уже в конце 70-х годов.

Региональный классический университет функционирует на конкрет­ной территории и, являясь эталонным центром знания, непосредственно влияет на интеллектуальный уровень региона, в свою очередь, региональная среда обитания университета накладывает неповторимый отпечаток на фор­мирование направлений научных исследований, всю деятельность вуза. Раз­витие федерализма ведет к повышению роли регионов в устойчивом разви­тии страны. Региональные исследования органически переплетаются с обще­российскими и международными.

В последние годы в стране идут интеграционные процессы, связываю­щие в выполнении научных задач учреждения Академии наук и вузов. В ряде краев, республик и областей созданы Региональные научно-образовательные комплексы, в которые входят учреждения СО РАН и вузы.

В наше время современный классический университет представляется как гибкий научно-образовательный комплекс, где две составляющие: фун­дамент опоры (гуманитарные и естественные науки), скрепленные диффузи­ей (взаимопроникновение наук), дают стабильную устойчивость существова­нию образовательных структур и созданию новых, вызванных требованиями сегодняшнего дня научных, учебно-научных, учебных подразделений, отра­жая реакцию университета на изменения окружающей среды.

С целью сохранения, развития, восстановления роли ведущих универ­ситетов Минобразование России в 1992 году организовало научно- исследовательскую программу «Университеты России», приступило к разра­ботке программы «Федеральный исследовательский университет». К веду­щим классическим университетам постепенно начинает возвращаться роль научных центров, где фундаментальная наука будет главной составляющей деятельности университета, определяющей уровень подготовки специали­стов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector