СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА — СПЕЦИАЛИСТЫ XXI ВЕКА

В связи с качественно новыми изменениями в области народного хо­зяйства, появлением новых отраслей хозяйственной и культурной жизни, ос­вобождением человеческих ресурсов и переливом освобожденных специали­стов из одних сфер в другие объективно меняются потребности общества в специалистах, требуется открытие новых специальностей. С изменением со­циального состава Восточной Сибири, появлением высокообеспеченных сло­ев населения возникает необходимость в высоком качестве сервисных услуг, требуется расширение их сферы, как в любой развитой стране.

Специалисты в области сервиса — специалисты будущего. В Иркутском государственном университете с 1997 года открыты три новые специально­сти, направленные на подготовку специалистов в области сервиса: социаль­но-культурный сервис и туризм, домоведение, реклама.

Сервис — понятие широкое. Сервис в общепринятом определении — об­ласть деятельности человека, направленная на оказание услуг, обеспечиваю­щих функционирование производственной и социальной сфер, домашнего хозяйства, семьи и личности. Сервис — это наиболее важная область жизне­деятельности человека, та, на которую в России никогда не обращали долж­ного внимания, которая считалась недостаточно престижной.Однако в раз­витых странах этой сфере деятельности уделяется большое внимание, так как численность людей, занятых в сфере сервиса в США и Германии составляет соответственно 70% и 60% от общей численности работающих. В России — не более 35%. Тем не менее удовлетворение постоянно усложняющихся по­требностей человека, повышающих комфортность его жизнедеятельности и жизнеобитания — чрезвычайно важная задача, освобождающая людей от ру­тинных видов деятельности в быту и на производстве.

Социально-культурный сервис и туризм — область сервиса, которая включает совокупность средств, способов и методов удовлетворения социо­культурных, информационных, оздоровительных и иных потребностей. Объ­ектами профессиональной деятельности специалиста являются услуги, ока­зываемые в области туризма, современных типов связи, музейно- выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хо­зяйства и связанных с ними информационных технологий. Специалист по сервису и туризму в соответствии с фундаментальной и специальной подго­товкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: информационная, организационно-управленческая, референтская, туристко- экскурсионнная, музейно-выставочная, научно-исследовательская.

В настоящее время встает весьма актуальный вопрос о подготовке гра­мотных, образованных людей — профессионалов в решении проблем защиты интересов семьи, методов управления домашним хозяйством, семьи в совре­менном социуме. Возникают также проблемы, связанные с функциями и ме­тодами социального менеджмента семейных и межличностных конфликтов, стратегии и техники делового общения, содержанием и структурой потоков информации. Эти требования заложены в специальности «Домоведение». Специалисты данного направления должны иметь навыки анализа социаль- но-значимых проблем и процессов, владеть компьютерными технологиями хранения и обработки информации, иметь целостное представление о про­цессах и явлениях, происходящих в окружающей среде. Они должны быть знакомы с основами социально-экономических наук и наук гуманитарного профиля.

Развитие на современном этапе рыночных отношений в сфере товаров и услуг, усиление борьбы товаропроизводителей за российского потребителя, а также необходимость в информировании потребителей и формировании в условиях конкуренции с зарубежными производителями устойчивого спроса на отечественные товары и услуги все настойчивее требует привлечения и использования рекламы.

К сожалению, современная российская реклама зачастую вторична по отношению к зарубежной рекламной продукции, проигрывает им по ряду по­казателей, в том числе по профессиональной подготовке рекламоизготовите- лей, дизайнеров рекламы, рекламщиков-социологов, реклам щиков- маркетологов и, что особенно важно, рекламщиков-психологов.

Теоретические проблемы психологии рекламы — важная отрасль науч­ного направления, развивающегося в России с конца 80-х годов, и здесь не­обходимо готовить специалистов высокого уровня, способных решать прак­тические вопросы психологического подхода к экспертизе рекламной про­дукции.

Необходимо также изучать состояние, возможность поиска резервов российской и внешней экономической рекламы, выработать напрамения ее развития для дальнейшей деятельности, повысить эффективность рекламных компаний. Для этого важно готовить специалистов в области рекламы для предпринимателей, поскольку понятно, что реализацию продукции возможно решать неценовыми способами продвижения товара к потребителю. Поэтому подготовка рекламистов, готовых решать задачи фирмы с учетом ее марке­тинговой политики, специализирующихся в области позиционирования (про­цесса отбора продукции, отличной от других и имеющей свою нишу или по­зицию на рынке) — дело сегодняшного дня, если мы думаем о будущем.

Специалист XXI века в области сервиса — это человек, владеющий об­щей высокой культурой, специальными и общенаучными знаниями о челове­ке, его потребностях, способах цивилизованного обеспечения его жизнедея­тельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector