О реализации программы «Одаренные дети» в лицее ИГУ

Инновационная школа — это среднее учебное заведение, предназначенное в первую очередь для обучения и воспитания одаренных детей. Но, если встать на эту точку зрения, то естественным образом возникает ряд первостепенных задач. В данной работе мы} на примере лицея ИГУ, рассматриваем возможные пути решения некоторых из возникающих затруднений,

Первоочередной проблемой является выявление степени одаренности школьников, проходящих конкурсные испытания при поступлении в гимназию или лицей. Здесь представляется чрезвычайно важным не пропустить ребенка, обладающего нестандартным мышлением, но, по различным причинам, не показавшего достаточные знания на вступительных испытаниях. В лицее ИГУ этой цели служат подготовительные курсы, на которых опытные высококвалифицированные педагоги, ведущие занятия, имеют возможность выявить одаренных детей. Этому же способствует и обязательное психологическое тестирование претендентов.

Анализ набора учащихся в 9 классы лицея ИГУ показывает, что детей, поступивших в лицей, можно условно разделить на три группы:

В первую, самую малочисленную, группу учащихся входят дети ярко одаренные, проявляющие способности во многих областях знаний и культуры. Такие дети не испытывают проблем в обучении, быстро адаптируются к новой обстановке, другим условиям обучения, их рано проявившиеся способности, развитые уже с раннего детского возраста, служат хорошим фундаментом для успешного профессионального самоопределения. Но, если в процессе получения образования не учитывать их повышенные возможности, то у детей из этой группы могут возникнуть проблемы: обучение может стать для них слишком простым, могут не сформироваться условия для развития их творческого потенциала, у них могут возникнуть проблемы общения, могут отсутствовать навыки социального поведения.

Ко второй, средней по численности, группе можно отнести учеников, имеющих выраженные способности только в каких-либо одной-двух областях знаний. У учащихся этой группы часто возникают не только отмеченные выше проблемы, но и проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые дети явно уклоняются от всего, что требует физических усилий. Для них характерна и проблема развития волевых навыков — саморегуляции. Любая деятельность, не входящая в сферу устойчивого интереса такого, в определенном отношении, «трудоголика», как правило, игнорируется, что порождает парадокс: дети, проявляющие очевидную склонность к любимому делу, не умеют трудиться в условиях «принуждения».

К третьей, наиболее многочисленной, группе следует отнести ребят, ещё не определившихся в своих интересах, но имеющих большой творческий потенциал, т,е. «условно» одаренных. Для этих детей основной проблемой является трудность профессиональной ориентации и успешности их выбора.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития творческого потенциала учащегося — это всегда результат сложного взаимодействия природных, врожденных способностей, социальной среды и психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуальных способностей.

Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, являются критерием, на основе которого можно говорить о выделении вида одаренности.

Такими же критериями могут являться:

• степень сформированности одаренности;

  • форма и широта проявлений в различные виды деятельности;
  • особенность возрастного развития.

Выявляя творческий интеллектуальный потенциал учащихся, мы опираемся на следующие основные принципы:

  1. Комплексный подход при оценивании различных аспектов психо­эмоционального состояния ребенка, его физического здоровья, вида и уровня способностей, что способствует направленному индивидуальному подходу педагога к развитию личности ребенка;
  2. Системность в организации и проведении длительного наблюдения за проявлением особенностей личности ребенка в разных поведенческих ситуациях;
  3. Неразрывность процесса проведения анализа динамики развития личности ребенка и процесса педагогической коррекции его поведения в области наибольшей мотивационной деятельности;
  4. Актуальность игровых и тренинговых методов как средств развития уверенности и закрепления навыков поведенческой деятельности ребенка;
  5. Объективность оценки творческого потенциала одаренного ребенка.

В программе развития лицея ИГУ выделяется особое направление — развитие творческого потенциала одаренного ребенка, создание особой образовательной сферы для реализации и развития его умений, способностей, возможностей.

При разработке программы «Одаренные дети» в рамках образовательного процесса в лицее ИГУ мы определили четыре приоритетных направления:

  • валеолого-психолого-педагогическое диагнострование и коррекция,
  • организация обучения по дифференцированным и индивидуальным программам,
  • формирование научного мировоззрения,

• вовлечение учащихся в научно-практическую и исследовательскую

работу.

При этом педагогический коллектив лицея, работая в тесном контакте с сотрудниками лаборатории педагогического творчества ИГУ, ставит основной целью создание условий выявления, адаптации, непрерывного развития творческого потенциала и способностей учащихся лицея и формирования профессионально ориентированной гармонично развитой творческой личности в рамках системы непрерывного образования «школа — вуз — наука».

Следует отметить, что в ходе реализации программы развития творческого потенциала личности, в лицее создана система научно- исследовательской деятельности учащихся на базе лабораторий и кафедр университета, включающая в себя работу спецкурсов и факультативов, написание курсовых работ и ежегодную научно-практическую конференцию школьников. В функционировании этой системы важную роль играет научное лицейское общество, успешно взаимодействующее с педагогическим коллективом в организации различных конкурсов, предметных олимпиад и конференций.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h