ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ПЕРЕГОВОРНОМУ ПРОЦЕССУ

Современный специалист должен обладать набором профессиональ­ных качеств и знаний, чтобы успешно функционировать в современном мире.

Анализ различных сфер профессиональной деятельности позволил сделать вывод, что переговорный процесс сопровождает человека на всех этапах. Мыслящие и образованные люди являются большой ценностью как товар на рынке труда. Сказанное создает объективные предпосылки для пересмотра теоретических основ и технологий системы образования в под­готовке специалистов для современной практики.

Во многих цивилизованных странах переговорам придается особое значение: издается большое количество литературы по вопросу исследо­вания Дж. Ниренберга, Р. Фишера, В. Мастенбрука переведены на многие языки народов мира, в том числе и на русский, проводятся многочислен­ные курсы и семинары, разрабатываются компьютерные обучающие про­граммы, переговорным умениям специально обучаются во всем мире. Од­нако, в современной России многие деловые люди не имеют опыта ведения переговоров, умениям их вести никогда и нигде не обучали, поэтому про­блема овладения умениями ведения переговоров становится в настоящее время чрезвычайно актуальной.

Задача по профессиональной подготовке будущих специалистов в этом плане возлагается на современные высшие учебные заведения.

Своевременность обучения переговорному процессу осознана на госу­дарственном уровне, в учебные планы некоторых специальностей вклю­чены такие курсы, как «Деловое общение», «Коммуникативная культура личности», «Психология общения», «Психология управления».

Вопросы по ведению переговоров только затрагиваются в данных кур­сах, поэтому, на наш взгляд, нужна дисциплина (спецкурс) специально обучающий будущих специалистов технологиям переговорного процесса. В некоторых вузах России такие курсы введены, подобный опыт формиру­ется и в ИГУ. Дисциплина «Переговорный процесс» может, несомненно, считаться инновационным элементом обучения и поможет снять этот про­бел в подготовке специалистов. Программа курса содержит пять основных блоков: типология переговоров; подходы к ведению переговоров; этапы •едения переговоров; тактические приемы при ведении переговоров; на­циональные особенности ведения переговоров.

Цель курса преследует ознакомление будущих специалистов с теорией •опроса по ведению переговоров, с основными нормами и положениями, требуемыми для ведения переговоров, с основными концепциями перего­ворного процесса, методами и приемами эффективного его ведения, ори­ентацией будущих специалистов на постоянное самосовершенствование знаний и умений переговорного процесса.

Следует отметить, что в современной психолого-педагогической лите­ратуре однозначного определения переговорного процесса не существует. На основе анализа литературы была выведена рабочая версия определения, как взаимодействие между субъектами профессиональной сферы деятель­ности, направленное на решение профессиональных задач и достижение определенных договоренностей. На сегодняшний день не существует еди­ной концепции организации и проведения переговоров, равно как и не раз­работана технология подготовки к ним. Под технологией обучения мы по­нимаем определенную последовательность процедур, приводящую к же­лаемому результату.

Опытно-экспериментальная работа в этом направлении показала, что в первую очередь следует обосновать сущность переговорного процесса и его содержание, а далее разработать технологию обучения будущих спе­циалистов ведению переговоров.

При работе над программой мы опирались на инновационные техноло­гии как альтернативе традиционным. Потребность в умении гибко реаги­ровать на изменения, развитие самостоятельности, инициативности, реф­лективности мышления, формирование сознательной и ответственной лич­ности, способной осуществлять рациональный выбор в различных слож­ных ситуациях — главные ее составляющие, способствующие качествен­ной подготовке специалиста. Потребность в инновационных методах обу­чения осознается и самими обучающимися. Основной функцией иннова­ционного обучения становится не подготовка к жизни (как при традицион­ном образовании), а непосредственное включение в сам жизненный про­цесс. Понятно, что при таком подходе меняются методы, формы, да и само содержание образования. Преимущественное место занимают различные игры (деловые, имитационные, инновационные), тренинги, диалог, дискус­сия, анализ случая, разбор ситуации, эксперимент. Использование иннова­ционных технологий предполагает реализацию следующих принципов, лежащих в основе методики обучения переговорному процессу:

Развивающий характер обучения. Обучение переговорному процессу в контексте специальности.

Деятсльностный характер обучения. Чем интенсивнее деятельностный

характер, тем лучше формируются умения.

Автономность принятия решений будущим специалистом. Студент имеет право на ошибку.

Принцип переноса коммуникативных стратегий из родного языка.

Принцип позитивной эмоциональности. Поскольку обучение перего­ворному процессу является эмоциональным процессом, преподавателю следует заботиться о создании позитивных эмоций у будущих специали­стов. При реализации данного принципа следует поощрять групповую ра­боту, а именно, деловые игры; не требовать немедленного правильного от­вета, а уделять больше внимания творческому процессу его получения.

Принцип внутренней системности. Курс рассчитан на 22 часа (12 ча­сов лекционных и 10 часов семинарских занятий), он не может включить в себя огромный объем информации, связанный с обучением переговорному процессу. Будущий специалист должен создать свою внутреннюю систему, осознать важность самосовершенствования в процессе жизнедеятельности.

Для успешной реализации перечисленных выше принципов обучения переговорному процессу, необходимо иметь в виду ряд значимых факто­ров, таких как восстановление пробелов знаний, у студентов, умение ар­гументировать, вариативность деятельности, прогнозирование ситуации, когнитивную и эмоциональную вовлеченность в общий процесс работы, которые способствуют творческому характеру занятий, дают большую возможность выработки будущими специалистами собственных вариантов ответов, поиска собственного пути решения проблемы, правильного вос­приятия ми оценки иной точки. Построенные в таком плане учебные заня­тия позволяют развивать креативность, способность к поиску оригиналь­ного решения, а также формируют новые потребности и интересы буду­щих специалистов. Кроме того, в процессе работы важно акцентировать внимание будущих специалистов на полезность и личностный смысл вы­полняемого задания, поощрять их высказывания по поводу того, как раз­виваемые знания и умения могли бы быть применены в профессиональных целях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector