ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Бабкина Е. В.

Аспирант, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Институт психологии

Современный темп и ритм нашей жизни зачастую порождают у людей психическую напряженность, крайней формой проявления которой является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными.

В последнее время в психологических исследованиях экстремальные ситуации деятельности анализируются с точки зрения трех основных аспектов:

  1. Особенности самой ситуации как совокупности условий, которые характеризуют кардинальное изменение параметров жизнедеятельности группы или личности, приводят к состоянию динамического рассогласования, отличаются высокой субъективной сложностью и ответственностью, неожиданностью, неопределенностью, риском и непредсказуемостью развития ситуации, противоречивостью, дефицитом времени (Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, П.П. Короленко, В.Д. Небылицын и др.). [1; 5]
  2. Особенностей последствий деятельности человека в сложных условиях труда. (В.А. Бодров, А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, Л.Г. Дикая и др.) [3; 4; 6; 7; 8]
  3. Особенностей субъекта деятельности в экстремальных ситуациях, его психологической готовности. [8; 10]

Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. При этом психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Немало важную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности. [10, 108]

В рамках спортивной психологии среди многочисленных и разнообразных свойств личности наибольшее значение имеют тревожность, эмоциональная стабильность, воля, экстра- интровертированность и др. (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский) [2; 8]

Нами была совершена попытка несколько расширить понимание индивидуально-психологической природы спортсменов, подвергающихся воздействию экстремальных ситуаций и повышающих уровень своего мастерства и успеха через преодоление риска.

С целью изучения факторов, оказывающих влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, нами было проведено исследование среди студентов Института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина. Выборка мужская (№=64).

В ходе работы была использована совокупность методик: методика диагностики темперамента Я. Стреляу; СЖО Франкла; 16ЛФ Р. Кеттелла; методика диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса-Дарки; УСК Дж. Роттера; МЛО «Адаптивность-02»;

стиль саморегуляции Моросановой, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. [9]

Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого были выявлены следующие положительные связи.

Для выявления наиболее сильных корреляционных связей за минимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 708 при Sig. (2- tailed) = 0,00.

В результате наиболее высокие показатели Pearson Correlation набрали шкалы СЖО, объединившиеся в плеяду следующим образом:

S наиболее сильная связь установлена между «целью» (СЖО) и «процессом» (СЖО) жизни (p=0,858). Как мы видим, целеустремленность и интерес к процессу жизни являются ведущими характеристиками, оказывающими влияние на психологическую готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. Во многом, данную направленность смысла жизни можно объяснить через понимание цели и процесса в рамках спортивной деятельности. Цель спортсмена — успех, опыт, мастерство. Достижение цели осуществляется в процессе длительных тренировок через преодоление объективных и субъективных трудностей. S наибольшее число связей наблюдается у шкалы «Локус Я» — «Локус жизнь» (p=0,815), «процесс» (p=0,790), «цель» (p=0,798) и «процесс» — «Локус жизнь» (p=0,786), «Локус Я» (p=0,790), «цель» (p=0,858). Другими словами, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного, несение ответственности за свою жизнь влияют на психологическую готовность спортсмена, находящемся в состоянии готовности к риску. Значимые корреляции были выявлены между следующими шкалами УСК: ведущая шкала «интернальность в области здоровья и болезни» положительно

оказалась связана с «интернальностью в области межличностных отношений» ф=0,709) и «интернальностью в области неудач» ф=0,764). Получается, что, находясь в состоянии готовности к риску, уровень субъективного контроля психологического здоровья (активности, целеустремленности, инициативности, выдержки и т.д.) спортсмена зависит от действия факторов межличностного общения (например, с тренером, членами спортивной команды) и неудач (например, при выполнении упражнения на соревнованиях) в рамках рассматриваемой нами выборки.

По методике Моросановой положительная связь была выявлена между шкалами «общий уровень саморегуляции» и «гибкость» ф=0,708). Состояние готовности к риску в спорте подразумевает возникновение непредвиденных обстоятельств, рассогласований полученных результатов в ходе соревнования с принятой целью, с которыми, как показал корреляционный анализ, испытуемые справляются посредством перестройки планов, программ исполнительских действий и поведения, способности быстро оценить изменение значимых условий, внести коррекцию в регуляцию.

Значимая корреляционная связь выявлена между шкалами Стреляу «сила нервной системы по возбуждению» и «подвижность нервных процессов» ф=0, 754). Это говорит о высокой субъективной оценке испытуемыми силы своей нервной системы, либо о желании соответствовать ей, потому что успех, мастерство, волевые усилия в спорте требуют от спортсменов быстрой перестройки при столкновении с объективными и субъективными трудностями, энергичности действий для осуществления эффективной деятельности.

Таким образом, наиболее значимыми индивидуально-психологическими особенностями и факторами, влияющими на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, оказались: «Локус Я» и связанные с ним «Локус жизнь», «процесс» и «целеустремленность» (СЖО); «интернальность в отношении здоровья, межличностных отношений и неудач» (УСК); общий уровень саморегуляции с «гибкостью» (Моросанова); высокая субъективная оценка силы своей нервной системы — «сила НС по возбуждению», «подвижность нервных процессов» (Стреляу).

Список литературы:

  1. Васильева, О.С. Экстремальные ситуации и предельные возможности человека/ Васильева О.С., Филатов Ф.Р.//Психологический журнал. — 2002. — том 23. — №3. — с.130-131.
  2. Волков, И.П. Психологическое обеспечение подготовки квалифицированных спортсменов/Волков И.П.//Теория и практика физической культуры. — 1988. — №3. — с.28-29.
  3. Дикая, Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния/Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И.//Психологический журнал. — 1994. — Т.15. — №6. — с.28-37.
  4. Карпов, А.В. Процесс принятия решений в структуре управленческой деятельности/Карпов А.В.//Психологический журнал. — 2000. — Т21. — №1. — 63-77.
  5. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях/И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2008. — 928 с.
  6. Пономаренко, В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности/ Пономаренко В.А.//Мир психологии. — 2006 — №4 — с.38-46.
  7. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности/А.О. Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.
  8. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; под ред. А.Н. Блеера. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
  9. Райгоротский, Д О. Практическая психодиагностика/Д.О. Райгоротский. — Самара: изд. дом «БАХРАХ», 2004. — 672 с.

10.Смирнов,     Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях/Б.А. Смирнов. — Х.: Изд-во Гуманитарный Центр — 2007. — с. 276 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector