Роль проблематизации учебной ситуации в формировании культуры будущего специалиста

Идеи проблемности стали приобретать широкое применение в обучении. Предлагалось сравнительно недавно даже распространить принцип проблсмности на всю сферу образования в целом. Однако без соответствующих социальных изменений в обществе ироблематизировать цели и смысл образования было невозможно. Этим можно объяснить тот парадоксальный, на первый взгляд, факт, что проблемное обучение, несмотря на теоретическую разработку, не получило в России широкого распространения.

Объектами поисковой познавательной деятельности в настоящий момент могут являться не только проблемы и задачи, но и сами студенты, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные процедуры. Проблематизация учебной ситуации приводит к изменению (развитию) не только студентов, но и преподавателей, которым приходится организовывать учебный процесс в ситуациях «незнания» истины. Таким образом, обучение сместило образовательные акценты с изучения студентами материала по предметам на их учебную деятельность, ориентированную на развитие культуры теоретического мышления, или на интеллектуальное развитие студента. Таким образом, через проблематизацию учебной ситуации в обучении подразумевается усвоение студентами сообщаемых им знаний, но не рспродуктивно, а в процессе их собственной деятельности.

Процесс обучения отличается от традиционного еще и новой задачей: развитием не только студента, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования. Поскольку студент в процессе обучения ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого студента. Студент оказывается субъектом, конструктором своего образования; он полноправный источник и организатор своих знаний, не менее важный, чем преподаватель или учебник. Студент составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, разрабатывает собственную версию рассматриваемой проблемы, моделирует ее, выполняет экономическое исследование, возможно, используя математический аппарат; получает результаты и проверяет их помощью компьютера. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом будущих специалистов. В результате студенты выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.

Если перед высшей школой ставится задача развития мышления студентов, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не ироблематизированным.

Уяснение сущности проблематизации как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «проблематизации учебной ситуации» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Проблематизация отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности студентов и управления ею, в структуре занятия и формах контроля преподавателя за процессом и результатом деятельности студентов. Если преподаватель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка преподавателя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания — это искусство, искусство увлечь студентов своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

Цель обучения реализуется в том случае, если преподавателю удается проблематизировать учебные ситуации, ища выход из которых, студенты осваивают неизвестные ранее знания или способы деятельности. Однако преподаватель работает одновременно с группой студентов, каждый из которых имеет определенный запас знаний, отличный от других. Тогда преподаватель вынужден создавать проблемную ситуацию, ориентируясь на какой-то конкретный «слой» студентов, чаще всего на «середняков». В этом случае для «сильных» студентов, которые сразу видят путь решения, и для «слабых», даже и не понимающих, что есть проблема, проблемной ситуации не будет. Для полноценной реализации своего подхода учитель должен либо проблематизировать учебную ситуацию для каждого свою, либо обеспечить всем студентам одинаковые стартовые возможности, поскольку «главный механизм, обеспечивающий человеку возможность обнаружения нового, ранее неизвестного отношения, свойства, новую смысловую характеристику явления, составляет образование новой связи. Новое, неизвестное человеку отношение, закономерность раскрываются лишь через установление новых связей с уже известным».

Таким образом, чтобы организовать проблематизацию учебной ситуации для всех (в смысле для каждого), надо, чтобы, по крайней мере, «уже известное» для них было одинаковым, и одинаково хорошо понятым. В любой методической системе обучения есть моменгы, где понимание становится главным условием дальнейшей успешной работы студента. Применение проблематизации учебной ситуации для обеспечения понимания студентами трудных фрашентов учебного материала поможет добиться большей эффективности каждого из этих методов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector