ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ КАК ФАКТОР ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

А Ю Куковская, В. И. Нодельман

Проблема психического здоровья детей относится к разряду акту­альных и социально значимых для современной России. При этом в по­следнее время все больше растет понимание того, что психическое здо­ровье детей во многом зависит от условий семейного воспитания и взаимоотношений в семье.

Семья является первичной микросоциальной средой ребенка (Ан­тонов В.А ). В качестве базовых функций семьи выделяют психологи­ческую безопасность, эмоциональную удовлетворенность и подготовка детей к жизни в обществе (Дубровина И.В., Клюева И.В.).

В условиях негативных влияний современности происходят изме­нения в семейном воспитании и в семье в целом. Стремление поддер­живать материальное благосостояние семьи значительно сокращает время, силы и внимание родителей к воспитанию детей. Результатом, как правило, является эмоциональная депривация детей, утрата доверия в отношениях, отсутствие взаимопонимания, сужение сферы взаимо­действия детей и родителей (А. Б. Орлов), что в итоге влечет за собой появление социальной дезадаптированности.

Одним из критических моментов детского развития, характеризую­щихся возрастанием риска возникновения дезадаптивных проявлений, является поступление ребенка в школу и процесс первичной психоло­гической адаптации к новой социальной среде. Своевременная, целена­правленная, системная подготовка детей к школьному обучению по­зволяет им избежать трудностей адаптации и гармонично влиться в учебный процесс, принять новую социальную роль. Главным звеном в системе подготовки детей к школьному обучению, на наш взгляд, должна являться семья, поскольку все воздействие других педагогиче­ских систем преломляется под углом ее зрения.

Как известно, целенаправленный процесс подготовки детей к школьному обучению осуществляется в старшем дошкольном возрасте. Этот возраст традиционно выделяется в педагогике и психологии как критический период детства, когда «фактически складывается лич­ность, самосознание и мироощущение ребенка».

Детско-родительские отношения характеризуются в этот период тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, потреб­ностью в любви, признании, потребностью участвовать в жизни взрос­лых, действовать по их образцу, подражать всем сложным формам дея­тельности, взаимоотношениям с другими людьми. Дошкольник нужда­ется в общении и совместной деятельности со значимым взрослым. Ог­ромную важность в этом имеет субъектность позиций ребенка, когда он выступает не объектом воздействия взрослых, а равным активным субъектом, взаимодействующим с родителем. Вступая с ним не только в игровые, но и в другие жизненно важные связи и отношения, дошко­льник усваивает жизненные ценности, формируются его мотивы и ин­тересы, растет произвольность поведения. Таким образом, во взаимо­действии с родителем происходит развитие основных предпосылок психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей дет- ско-родительского взаимодействия с точки зрения его направленности на решение задач подготовки ребенка к школьному обучению.

Анализ психологической литературы обнаружил исследования, в которых отслеживается и обосновывается влияние общения и взаимо­действия ребенка со значимым взрослым на такие аспекты психологи­ческой готовности, как «переход к новому виду ведущей деятельности» (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова), формирование внутреннего плана дей­ствия (Г.И. Капчеля), произвольность поведения (Е.Е. Кравцова), и т.п.

Признавая значимость и важность указанных работ в теоретиче­ском и практическом плане, мы видим необходимость изучения про­цесса подготовки детей к школьному обучению также в аспекте лично­стной готовности и зрелости ребенка, формирующихся, прежде всего, во взаимодействии ребенка с родителем, и составляющих основу раз­вития у детей других психических способностей, в частности, умствен­ных и волевых. При этом в качестве одной из центральных задач рабо­ты мы выдвигаем построение и реализацию комплексной, системной, психологически обоснованной программы, направленной на совершен­ствование содержания, форм и способов детско-родительского взаимо­действия в ходе подготовки детей к школьному обучению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector