Гуманизм как принцип мировоззренческого воспитания

В.К.Карнаухова, Ю.Ф. Абрамов

Формирования научного мировоззрения у студентов и учащихся учебных заведений всех уровней важнейшая и долгосрочная задача всей системы образования России, необходимость решения которой требует солидного методологического, методического и организаци­онного обеспечения, осуществляемого прежде всего на базе общена­учных, естественных и гуманитарных дисциплин. Учебный процесс, трактуемый в этой связи как один из базовых видов человеческой де­ятельности, обладает в целом наибольшим дидактическим потенциа­лом для решения всего комплекса вопросов, связанных с мировоззре­нием у учащейся молодежи. Подготовка подрастающего поколения к решению актуальных проблем настоящего и будущего во многом за­висит от эффективности формирования у него основ научного ми­ровоззрения. Занимая особо важное место в структуре духовных свойств личности, основываясь на обобщенных идеях науки и теку­щей социальной практики, адекватно отображающих объективную реальность, оно активизирует отношение человека к действительно­сти, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Мировоззрение интегрирует все свойства личности, объединяет их единое целое.

Ведущая роль в системе структурно-функциональных компо­нентов мировоззрения принадлежит убеждениям. Они наименее подвижный, более устойчивый элемент сознания. Убеждения меньше подвержены изменениям, чем представления, взгляды и др. На­званная особенность имеет немаловажное значение при управле­нии процессом формирования мировоззрения учащихся. Становле­ние и поступательное развитие у них научных убеждений высту­пает центральным звеном всего дидактическо-воспитательного про- цесса. Особенность руководства этим процессом заключается в том, чтобы формируя научные убеждения уже на стадии генезиса обнаруживать корректировать житейские, обыденные представле­ния, целенаправленно и систематически предупреждать и преодолевать ложные, искаженно отражающие действительность взгляды и убеждения.

Источником научного мировоззрения является прежде всего об­щественный опыт, представленный в содержании сознательно усво­енных обобщенных научных знаний, отображающих объективные условия бытия человеческого общежития. Мировоззрение учащихся на этапе его становления основывается и должно основываться на наиболее глубинных и фундаментальных законах развития природы, общества и мышления взятых в контексте общих человекоразмерно- стей.

Определяющее значение при формировании научного ми­ровоззрения имеют объективные, в особенности материально- производственные, социальные и духовные факторы. Среди после­дних особо мощное воздействие оказывают те, которые отвечают потребностям полнокровной жизни общества, служат движущей си­лой формирования активно-творческого отношения молодого чело­века к действительности, средствам превращения его в гармони­чески развитую личность. К такого рода духовным факторам ав­торы относят прежде всего идею гуманизма, которая является цен­тральным методологическим принципом теоретического конструи­рования системы научного мировоззрения в процессе дидактической деятельности.

Гуманизм — это философски-психологическое учение о совокуп­ности духовно-психологических установок личности, обусловленных нравственными нормами и ценностями. Это система ориентаций на социальные объекты (человека, группу, человечество и т. д. ), ко­торая представлена в сознании переживаниями сострадания и сора- дования и реализуется в межличностном общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Понятие гуманизма как социально-мировоззренческой устано­вки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекаются при анализе широкого круга проблем об­щества, в том числе проблем воспитания. Оно «снимает’5 противоре­чие «альтруизм-эгоизм», предлагающее либо уничтожающую жер­твенность, либо разрушающее корыстолюбие.

В развитой форме гуманизм имеет место в социальных группах высокого уровня развития, где выступает способом существования

Гуманизм как принцип воспитания

межличностных отношении, при которых каждый член коллектива относится к другому как к себе самому, исходя из целей совместной деятельности.

Таким образом, говоря о гуманизме как принципе воспита­ния, приходится констатировать, что мы имеем дело с духовно- практическим миром людей, который отображается наукой как сфе­рой пересечения философии и психологии.

Личность всегда единство психологической структуры и социаль­ной индивидуальности человека. Последняя представляет собой то место, которое занимает личность в едином мире людей, т. е. мире, создаваемом в результате жизнедеятельности членов человеческого сообщества, где каждый из нас занимает свое и только свое конкрет­ное место. Особенно в этой связи следует отметить, что если психо­логическая структура личности во многом врожденна, то истинное социальное местоположение личности способна указать лишь фи­лософия. Единство психологического и социального в личности — это как бы «стыковка» двух миров: мира натурального и мира соци­ального. Человек в мире — суть идея феномена космопланетарного, выступающего в форме творящей, преобразующей силы. Человек в мире людей — это идея индивидуальной, «штучной», неповторимой личности, имеющей свое место в мире людей и реализующей себя че­рез поступок (Бахтин М.). Иными словами личность есть поступок. Именно поступок делает ее уникальной, именно он дает возможность говорить о мере гуманизации личности, мере ее «вписанности’4 в человеческое сообщество.

Опираясь на сказанное, можно заключить: гуманизм, понятый как принцип воспитания личности, реализуется через степень вклю­ченности мировоззренческого знания в ее психологическую струк­туру, осуществляемую через социально значимый поступок. В этом суть методологической трактовки названного принципа как одного из средств воспитания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector