ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследовательская работа по проблеме формирования коммуникативной ком­петентности будущих специалистов социально-культурной сферы началась на­ми немногим более десяти лет назад. Информационный поиск показал, что с 90-х годов (периода начала социально-экономических преобразований в Рос­сии) в вопросе коммуникативной подготовки специалистов не определились единые подходы. Наиболее разработанной оказалась проблематика педагогиче­ского общения и подготовка к нему специалистов.

Не нашла своего полного разрешения эта проблема и сегодня. В своих подхо­дах одни исследователи рассматривают коммуникативный потенциал человека, другие — развитие коммуникативной культуры, третьи — вопросы коммуника­тивной готовности, четвертые — формирование коммуникативной компетентно­сти. Наиболее разработанными в науке являются понятия «готовность» и «ком­петентность».

Проанализировав подходы к понятию «коммуникативная компетентность», представленные в отечественной психолого-педагогической литературе, мы со­гласны с тем, что коммуникативная компетентность складывается из комму­никативных знаний, коммуникативных умений, личностных качеств человека. И в то же время мы считаем, что они отражают не все сущностные признаки этого феномена. Дело в том, что взаимодействие в профессиональной деятель­ности всегда протекает при измененных условиях, а это требует каждый раз осознания новых коммуникативных задач и необходимости их решения, кото­рое всегда будет новым. Механизмом же творческой активности личности при этом выступает ее рефлексивная позиция, позволяющая развивать собственную деятельность, превращая ее в объект своего воздействия. Именно поэтому мы считаем, что коммуникативная рефлексия должна выступить еще одним сущ­ностным признаком коммуникативной компетентности, придающим ей дина­мичный и саморазвивающейся характер.

В нашем понимании, содержание коммуникативной компетентности невоз­можно рассматривать без ценностного отношения к процессу общения и ею участникам. В противном случае, владение знаниями и умениями без ценност­ного отношения к окружающим могут представлять собой крайнюю степень социальной опасности. На основе теоретического осмысления проблемы, пред­принятых оценок и рассуждений, мы пришли к выводу, что коммуникативная компетентность- это интегральное, динамическое, саморазвивающееся качество субъекта, представляющее систему внутренних средств ориентировки и регу­ляции коммуникативных действий на базе знаний о целостном процессе обще­ния, коммуникативных умений, ценностного отношения, коммуникативной рефлексии и направленное на оптимальное функционирование процесса обще­ния.

Происшедшие в обществе изменения за последнее десятилетие, привели к осознанию того, что эффективность профессиональной деятельности напрямую зависит от коммуникативных процессов. Это, наряду с некоторыми другими причинами, вывело проблему формирования коммуникативной компетентности специалистов в ряд актуальнейших. Решение этой проблемы осуществляется в педагогическом процессе, где ее формирование выступает как одна из задач и как компонента будущей профессиональной деятельности специалиста соци­ально — культурной сферы. В связи с этим возникает необходимость обоснова­ния системы, которая дала бы возможность будущему специалисту за годы обучения освоить на должном уровне все аспекты общения, сделать их лично- стно-значимыми для себя, с тем, чтобы в будущем перенести их в свою профес­сиональную деятельность. Но, к сожалению, сформировать такое сложное, ин­тегральное качество как коммуникативная компетентность невозможно за ог­раниченный период обучения в средне-специальном учебном заведении. Реше­ние этой задачи видится во включении такой подготовки во все ступени систе­мы непрерывного образования. Целью и результатом коммуникативной подго­товки специалиста в системе непрерывного образования будет выступать его коммуникативная компетентность. В педагогическом процессе каждая из ее со­ставляющих будет являться предметом педагогического воздействия.

Проведение исследования, анализ психолого — педагогической литературы, раскрывающей теоретические и прикладные аспекты коммуникативной подго­товки позволили выделить ряд общих особенностей, которые необходимо учи­тывать в педагогическом процессе и в школе, и в училище, и в вузе, а именно: поэтапный процесс формирования коммуникативных элементов; сочетание теоретической подготовки с реальным включением в практику коммуникатив­ной деятельности; регулярное оценивание учащимися своей коммуникативной деятельности, отслеживание динамики ее изменений; учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе их коммуникативной подготовки; использо­вание интенсивных методов обучения.

Разработанная нами модель коммуникативной подготовки будущих специали­стов для всех ступеней системы непрерывного образования носит системный интегрированный целостный характер. Модель представлена в виде совокуп­ности взаимосвязанных между собой четырех компонентов: целевого, содер­жательного, процессуального, экспертно-оценочного.

Целевой компонент отражает общественные потребности в подготовке специа­листов к деловой коммуникации и регламентацию ее государственным образо­вательным стандартом.

Содержательный компонент включает знания об общении, адекватно от­ражающие реально протекающий процесс в профессиональной сфере, ориен­тированные на современный уровень развития науки и общественной практи­ки.

Процессуальный компонент включает технологию определения и реали­зации индивидуальной траектории обучения на основе интенсивных методов, аудиовизуальных средств, форм работы, имитирующих предметный и социаль­ный контексты будущей профессиональной деятельности и организации само­стоятельной работы студентов.

Экспертно-оценочный компонент включает диагностический комплекс, как основу для определения и корректировки индивидуальной траектории обу­чения, и выявления уровня сформированности коммуникативной компетентно­сти, как результата коммуникативной подготовки.

Адаптация модели к различным образовательным ступеням не исключает воз­можность ее вариативного осуществления.

В настоящем она осуществляется сотрудниками Восточно- Сибирского Центра педагогических исследований. Ими отрабатывается вариант сквозной програм­мы ( детский сад- общеобразовательная школа — средне-специальное учебное заведение — вуз).

В дальнейшем мы не исключаем адаптацию данной модели и разработку обу­чающих программ для системы дополнительного образования и повышения квалификации, а также института магистров, аспирантов, докторантов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector