Работа над ошибками по контрольной работе по морфологии

Вариант I

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, светло просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно облакам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, они почти не трогаются с места. Далее они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают. Последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. На месте, где оно закатилось… алое сиянье стоит некоторое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится над ним вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости.

Глагол

  1. 1.       Выпишите из текста 10 невозвратных глаголов и сгруппируйте их в соответствии с переходностью/непереходностью. Укажите, как в тексте выражена переходность.

Непереходные глаголы:

  1. 1.       Всплывает – не образует страдательное причастие, имеет завершенную семантику, отсутствует направленный объект действия.
  2. 2.       Просияет – не образует страдательного причастия, имеет завершённую семантику, отсутствует направленный объект действия.
  3. 3.       Хлынули – не образует страдательное причастие, имеет завершённую семантику, отсутствует направленный объект действия.
  4. 4.       Не темнеет – не образует страдательное причастие, имеет завершённую семантику, отсутствует направленный объект действия.
  5. 5.       Стоит – не образует страдательное причастие, имеет завершённую семантику, отсутствует направленный объект действия.
  6. 6.       Лежит – не образует страдательное причастие, имеет завершённую семантику, отсутствует направленный объект действия.
  7. 7.       Исчезают – не образует страдательное причастие, имеет завершённую семантику, отсутствует направленный объект действия.
  8. 8.       Не густеет – не образует страдательное причастие, имеет завершённую семантику, отсутствует направленный объект действия.

Переходные глаголы:

  1. 1.       Не видать – образуется страдательное и действительное причастие ( видящий, видимый), незавершённая семантика, наличие прямого объекта в форме род.п. без предлога (не видать чего? синевы).
  2. 2.       Смягчены краски – страдательный залог (образует действительные и страдательные причастия: смягчающий, смягчаемый), незавершённая семантика, наличие прямого объекта (краски смягчены).

 

  1. 4.       Подберите из текста 10 разных по виду глаголов (5 – совершенного, 5  несовершенного вида), образуйте видовую пару и определите процесс и способ видообразования по образцу:

       Установиться – Устанавливаться – имперфективация

        Мена суффиксов с чередованием в корне.

 

1.)    Разливаться ß Разлиться – имперфективация.

Суффиксальный: наращивание суффикса «ва».

2.)    Всплывать ß Всплыть – имперфективация.

Суффиксальный: наращивание суффикса «ва».

3.)    Погрузиться ß Погружаться – имперфективация

Суффиксальный: мена суффиксов «а» / «и» +  чередование согласных «ж» / «з» в корне.

4.)    Подниматься ß Подняться – имперфективация.

Чередование гласных в корне: «и» / «а».

5.)    Появляться ß Появиться – имперфективация.

Суффиксальный: мена суффиксов: «и» / «я» (по сути, с «а»),

с чередованием корня: «и» / «-».

6.)    Изменяться ß Измениться – имперфективация.

Суффиксальный: мена суффиксов: «и» / «я».

7.)    Лечь – Ложиться – супплетивация.

8.)    Закатиться à Закатываться – имперфективация.

Суффиксальный: наращивание суффикса «ва».

9.)     Сеять à Посеять – перфективация.

Приставочный.

10.)   Густеть à Загустеть – перфективация.

Приставочный.

 

  1. 5.       Приведите примеры из текста на группы одновидовых глаголов сов. и несов. вида (по 5 лексем на каждый тип).

Одновидовые глаголы несовершенного вида.

Одновидовые глаголы совершенного вида.

Пылать,

Лежать,

Темнеть,

Стоять,

 

Хлынуть,

Просиять,

Засверкать,

Затеплиться,

 

Больше нет в тексте одновидовых…

Тесниться – потесниться (в словаре Ожегова они представлены как видовая пара), Видать – повидать (то же самое)…

Имя Существительное

  1. 3.       Выпишите из текста все словосочетания с существительными в указанном для варианта падеже (с предлогами и без них), определите характер выражаемых существительным отношений и способ выражения падежных значений.

(Вариант I – родительный падеж).

 

Один из тех (которые случаются только тогда…) дней – приименный, выражает носителя признака (аналитический способ – наличие предлога из),

с раннего утра — приименный, выражает носителя признака (аналитический способ – наличие предлога с),

высоких облаков – приименный, выражает носителя признака (синтетический способ – окончание –ов),

цвет небосклона – приименный, выражает носителя признака (синтетический способ – окончание –а­),

заходящего солнца – приименный, выражает носителя признака (синтетический способ – окончание –а),

в этих словах как раз и были сомнения, при исправлении исходил из того, что неправильно выбрал словосочетания, которые не отражали значение падежа.

  1. 4.         По поводу одушевлённых существительных разобрался, осознал разницу между изменяемыми по родам и родовыми коррелятами. Раньше просто о коррелятах не знал.

Например, работник –  работница – это изменяемые по родам существительные, для чего используются специальные суффиксы; а, например, бабушка – дедушка или брат – сестра – при сохранении лексического значения (в данном случае – определённых родовых связей «ребёнок в отношении к другим детях одних родителей» [Толк. Сл. Ожегова] с поправкой на род (сын или дочь)) имеют разные корни, значит, являются родовыми коррелятами.

 

Имя Прилагательное

  1. 1.       Найдите в тексте качественные прилагательные в различных формах (в полной, краткой; в сравнительной и превосходной степенях сравнения) и дайте их морфолого-синтаксическую характеристику (по одному примеру на каждую форму).

Прекрасный (день) – положительная степень, полная форма, им.п., ед.ч., муж.р.

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Полная форма

Прекрасный

Прекрасная

Прекрасное

Краткая форма

Прекрасен

Прекрасна

Прекрасно

Наречие

Прекрасно

Отвелеч.сущ.

Сравнительная степень

Прекраснее

Превосходная степень

Аналит.

Самый прекрасный

Самая прекрасная

Самое прекрасное

Синт.

Прекраснейший

Прекраснейшая

Прекраснейшее

Синтаксическая функция

Определение

Самого раннего (утра) – превосходная степень, род.п., ед.ч., ср.р.

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Полная форма

Ранний

Ранняя

Раннее

Краткая форма

Наречие

Рано

Отвелеч.сущ.

Рань

Сравнительная степень

Раньше

Превосходная степень

Аналит.

Самый ранний

Самая ранняя

Самое раннее

Синт.

Синтаксическая функция

Определение

Ясно (на небе) – положительная степень, краткая форма,  ед.ч., ср.р.

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Полная форма

Ясный

Ясная

Ясное

Краткая форма

Ясен

Ясна

Ясно

Наречие

Ясно

Отвелеч.сущ.

Ясность

Сравнительная степень

Яснее

Превосходная степень

Аналит.

Самый ясный

Самая ясная

Самое ясное

Синт.

Яснейший

Яснейшая

Яснейшее

Синтаксическая функция

Именное сказуемое (?)

Далее – наречие.

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Полная форма

Дальний

Дальняя

Дальнее

Краткая форма

Наречие

Далее

Отвелеч.сущ.

Даль

Сравнительная степень

Дальше

Превосходная степень

Аналит.

Самый дальний

Самая дальняя

Самое дальнее

Синт.

Дальнейший

Дальнейшая

Дальнейшее

Синтаксическая функция

Обстоятельство (времени)

  Сравнительной степени прилагательных в тексте не нашёл…

  1. 2.       Выпишите из текста все отглагольные прилагательные и докажите их принадлежность к определённому лексико-грамматическому разряду.

Могучее (светило) – качественное прил., т.к. представляет собой наименование качества, непосредственно воспринимаемое органами чувств, данный признак может проявляться в разной степени (могучий – самый могучий), вступает в антонимические пары (могучий – немощный), образует абстрактное имя сущ. (могучесть [возможно казуальное слово, но всё же]), имеет краткую форму (могуч).

  Образованно от глагола «мочь». (как пример: Живучий – от гл. «жить» — жи+в+ уч+[ий])

 

Неопределённые (облака) – качественное прил., т.к. представляет собой наименование качества, непосредственно воспринимаемого органами чувств (в данном случае зрение), данный признак может проявляться в разной степени и может изменяться (сочетаться с наречиями степени) (неопределённый – очень неопределённый), вступает в антонимические пары (неопределённый – чёткий, ясный, определённый), образует абстрактное имя сущ. (неопределённость), образует наречие (неопределённо), имеет краткую форму (неопределёнен).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector