ПРОБЛЕМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА

История отечественной журналистики насчитывает около 300 лет, а журналистское образование возникло в России лишь после Октябрьской ре­волюции. Многие годы подготовка журналистов осуществлялась в рамках жёсткой партийно-советской системы, которая охватывала не только парт­школы, но и вузы, В начале 90-х гг. прежняя система рухнула. Наступили всем известные демократические перемены (многопартийность, свобода пе­чати, плюрализм форм собственности и др.), но очень скоро дали себя знать не только позитивные, но и негативные тенденции в развитии общества. Кри­зис в журналистике начинает приобретать черты, характер системного кризи­са.

Прежде всего вызывает тревогу глобализация прессы по-американски. От распространения новейших коммуникационных технологий мы ждали бо­лее быстрой интеграции Запада и Востока, но увидели, что в стране насаж­даются и утверждаются ценности и стандарты колонизаторского характера, унифицируется сознание, негативно нивелируются этнические, националь­ные и культурные особенности стран и народов. Засилье западных СМИ в политической и экономической информации, в религиозных передачах, в на­воднении эфира боевиками, триллерами, рок-музыкой, эротикой. В то же время объём русского иновещания упал за это время в 2 раза.

Наши СМИ изрядно потрудились, занимаясь разрушением прежних со­циалистических идеалов, но одновременно были объявлены анахронизмом и нравственные, патриотические идеалы. Страна оказалась без системы взгля­дов, духовных принципов, исторических перспектив. Разрушилась система образовательного телевидения.

Бывшее единое информационное поле разрушено. Появились новые информационные дыры. На место «Человека труда» в качестве «героев» вы­двинуты прессой сомнительные бизнесмены, преступники, проститутки, предатели, скандальные звёзды. Нормой стало наглое, бесцеремонное вме­шательство СМИ в частную жизнь.

Свобода печати обернулась к нам и другой стороной. После нескольких лет бурного подъёма российские СМИ стали бурно утрачивать своё влияние. «Улыбки рынка» сменились хищным оскалом. Из-за резкой дороговизны бу­маги, энергии, транспорта, связи, почтовых услуг, налогов тысячи изданий закрылись , а тиражи многих признанных лидеров демпрессы упали во много раз («Известия», «Огонёк», «Комсомольская правда», «Московские новости», «Новый мяр», «Новое время» и др.) Сейчас открыто всем, что не только ОРТ и НТВ, но и такие газеты, как «Известия» и «Комсомольская правда» в полной зависимости от своих богатых владельцев. Даже Государственная Дума кате­горически отказывается пользоваться услугами ангажированных тележурна­листов. Демократизм в качестве позитивной и антикоммунизм в качестве не­гативной составляющей идеологии общества перестали играть свою роль.

Парадокс — в России в полной мере реализована свобода печати в ущерб свободе слова. И дело не только в том, что оппозиция располагает лишь 4% тиража всех газет и журналов, и практически лишена своих каналов на теле­видении и радио. Наши СМИ, освободившись от партийного и государствен­ного контроля, почти не чувствуют и контроля общества. Идёт заимствова­ние худших западных стереотипов. Деструктивная роль СМИ в жизни обще­ства проявляется в слухах, лжи, дезинформации, клевете, лжесенсациях. Ста­ли привычными в эфире и прессе экстрасенсы, колдуны, астрологи, само­званные «авторитеты» — политологи, социологи и др. Их усилиями создаётся атмосфера психологического беспокойства, эмоционального возбуждения, раздражительности. Воинствующий непрофессионализм расцвёл не только в частных, особенно рекламных и коммерческих, но и в государственных, ка­чественных изданиях. Мы встречаем множество грубых ошибок, неточно­стей, «ляпов». Язык СМИ перестал быть нормой. Мы видим засилье ненорма­тивной лексики, молодёжного и уголовного сленга, вульгарных и нецензур­ных выражений.

В системе СМИ РФ произошёл разрыв общеинформационных связей. Многие центральные газеты потеряли своих читателей в регионах, их место заняли «жёлтые», бульварные издания. Местная печать, зависящая от местно­го бюджета, избегает конфликта с местной элитой. Упал спрос на публици­стику. Столичные производители телепрограмм теснят местную тележурна­листику. Доступ журналистов к источникам информации снова ограничива­ется под видом коммерческой или государственной тайны. Обедняется жан­ровая палитра журналистов — почти исчез очерк, фельетон, вытесняется чита­тельское письмо, зато наблюдается засилье рекламы. Идёт дискредитация и журналистского образования. Ведь расплодилось немало непрофессиональ­ных, полупрофессиональных коммерческих учебных заведений, обещающих в короткий срок обучить всему…

Чтобы журналистика не перестала быть демократической, смелой, жи­вой, многоцветной, многое предстоит сделать в системе высшего образова­ния. Отвечая на вызов времени, мы серьёзно поработали над разработкой но­вого учебного плана по специальности «журналистика». Сохранив, в основ­ном, филологическую основу, наш план стал предусматривать восстановле­ние культурно-образовательной функции журналистики. Появились новые дисциплины: математика и информатика, концепции современного естество­знания, актуальные проблемы современной науки, целый блок спецкурсов по искусству, музыкальной культуре, театру и кино, русской этике, краеведе­нию, культуре речи. Мы возлагаем большие надежды на предмет «Компью­терная культура журналиста». Это позволит студенту получить в руки совре­менный инструмент работы журналиста, что позволит нам быстрее продви­гаться к информационному обществу. Чтобы наш студент чувствовал себя уверенно в современной рыночной экономике, мы вводим предметы «Эконо­мика СМИ», «Реклама и паблик рилейшнз».

Затем на очередь дня встанут проблемы деонтологии журналистики, психологии и социологии журналистики, профессиональной этики и права. Что касается социологии и права, то здесь мы имеем уже достаточный мно­голетний опыт. Но заглядывая за горизонт, мы твёрдо уверены, что наступает время подготовки журналистов с помощью межкафедральных и межфакуль­тетских, а может и межвузовских специализаций. Их можно осуществлять на филфаке (театроведение, киноведение, подготовка бурятскоязычных журна­листов) в ИГУ (например, с помощью истфака готовить журналиста- международника, а с помощью юристов — журналиста для пресс-центров УВД), в ИГЭА — журналист-экономист, в лингвистическом университете — «журналист-переводчик» и т.д. Нужно шире вводить проблемное обучение, деловые и ролевые игры, моделирование профессиональных ситуаций и т.д. Потребуется снова финансировать практику, создать свои учебные газеты, пресс-центры. Нужно думать и о целевых заказах со стороны СМИ (реклам- щика, дизайнера СМИ и др.).

Нам нужен, в конечном счёте, журналист, обладающий высокой про фессиональной культурой, эрудицией, интеллигентностью, духовностью способный к постоянному самоусовершенствованию. Нужен журналист — че ловек совести, долга, чести, готовый поступиться собственными интересам*^ ради блага других людей, ради своего народа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector