ВЕДУЩИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Главной целью профессионального образования выступает подготовка студента к будущей деятельности. Общеизвестно, что успешность профессиональной деятельности специалиста любой сферы во многом зависит от уровня сформи­рованное™ его личностных качеств. Поэтому не случайно в профессиограммы специалистов разных областей заложен перечень личностных качеств, позво­ляющих достигнуть более эффективных результатов. Эти качества современ­ного специалиста формируются под влиянием множества факторов. В профес­сиональном учебном заведении это формирование осуществляется на протяже­нии всей профессиональной подготовки средствами социально-экономических, естественнонаучных и специальных дисциплин, а также включением студентов в непосредственную практическую деятельность в период учебных и производ­ственных практик.

Вопрос о том, какими должны быть ведущие качества современного специали­ста, затрагивается во многих психолого-педагогических исследованиях. Мы придерживаемся логики разработок в этой области доктора педагогических на­ук Стефановской Т.А., рассматривающей ведущие качества личности современного педагога.

Специфика социально-культурной сферы предъявляет свои требования к веду­щим качествам личности специалиста. По классификации В.Е.Новаторова со- циально-культурная сфера включает в себя: средства массовой информации, туризм, физическую культуру и спорт, народное образование, здравоохранение, общественные объединения, искусство, культуру. Все эти отрасли социально- культурной сферы объединяет прежде всего то, что они относятся к группе профессий «Человек-Человек».

Наши исследования показали, что ведущими качествами личности современно­го специалиста социально-культурной сферы являются следующие: мобиль­ность, конкурентоспособность, коммуникативная компетентность.

Мобильность, как адаптация и самореализация личности в измененных услови­ях жизнедеятельности, важна с позиций динамических изменений внутри про­фессиональной деятельности, а также внешних на нее влияний. Внутренние изменения определяются всевозрастающим информационным потоком, новыми технологиями, которые требуют от специалиста своевременного овладения ими и успешной реализации в практической деятельности. Внешние влияния на профессиональную сферу, приводящие к реорганизации или даже распаду предприятия, диктуют специалисту найти свое место в аналогичной или дру­гой профессиональной деятельности на рынке труда

Следующим ведущим качеством личности современного специалиста выступа­ет конкурентоспособность. Мы оговоримся, что понимание конкурентоспособ­ности немыслимо без профессионализма Однако, один профессионализм, как совокупность профессиональных знаний, профессиональных умений, позитив­ного отношения к профессии и т.д. не является достаточным, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда. Он должен сопровождаться и поддерживаться целым набором личностных качеств, что и обеспечит способность специалиста бьггь востребованным в профессиональной деятельности.

Достаточно глубокие исследования конкурентоспособности современного спе­циалиста были проведены группой ученых под руководством проф.В.И.Андреева На основе биографического метода, ими были изучены и проанализированы биографии известных преуспевающих специалистов раз­личных сфер профессиональной деятельности в нашей стране и за рубежом. Данные исследования показали, что все они имели сходный набор личностных качеств, помимо высочайшего профессионализма Это набор был выделен и определен как «системообразующие качества конкурентоспособности». В свете этих исследований, конкурентоспособность представляется сложным инте­гральным качеством, включающим: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, способность быть лидером, независимость, творческое отношение к делу, непрерывный профессиональный рост, способность к риску, способ­ность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, направленность на высокий результат конечного продукта.

Третьим ведущим качеством мы выделяем коммуникативную компетентность, позволяющую эффективно взаимодействовать в профессиональной деятельно­сти. Это качество является также шггехральным и складывается из следующих компонентов: знаний о процессе общения, умений общаться, коммуникативной рефлексии, ценностно го отношения к частникам взаимодействия.

В той или иной ситуации профессиональной деятельности любое ведущих ка­честв может занять приоритетное место.

Проводимый нами (1993-2003 г.г.) социологический опрос работающей моло­дежи (всего было опрощено 1257 человек; выборка составляла 20-22% от всей совокупности работающих до 30 летнего возраста конкретных предприятий, организаций различных отраслей социально-культурной сферы) в образова­тельных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, сфере ту­ризма, здравоохранения, правоохранительных органах, досуговых центрах под­твердил необходимость формирования предлагаемого набора личностных ка­честв специалиста. По оценке респондентов, успех в профессиональной дея­тельности, более чем на 60% зависит от уровня сформированности этих ка­честв: от умения установить контакт (79%), вести переговоры (62%), понять позицию собеседника (63,5%) и т.д. В анкетах и в процессе интервьюирования отмечалось, что более тщательная работа в профессиональном учебном заве­дении в части формирования личностных качеств будущего специалиста спо­собствует сокращению разрыва между академическим образованием и реаль­ной его деятельностью, адаптацией специалиста в профессиональную среду. Недостаток в этом отметили 78% респондентов. Важность рассматриваемого вопроса высказали также 87% (81-94%) от числа опрошенных учащихся ряда учебных заведений города Иркутска и области (Иркутский государственный университет, государственный технический университеты; Сибирский институт права, управления и экономики; Академия туризма (московский филиал); про­фессиональный лицей №17; Иркутское Областное училище культуры; лицей эколого-информационных технологий (на базе средней школы № 24), школа № 67 города Иркутска, сельская школа поселка Белореченск Усольского района и др.). Иностранные стажеры (Китай, Лаос, Вьетнам, Монголия) с 90-х годов (ежегодные группы из 25-30 человек на географическом факультете ИГУ) от­метили высокий уровень заинтересованности и значимости данного вопроса для целей общения и международной практики (98%).

Эти социологические исследования подтвердили важность и своевременность рассма1риваемого вопроса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector