ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РН КАК РЕАЛИ« ЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРО­ВОГО ЧЕЛОВЕКА А,Г. МАСЛОУ

Вводя новую концепцию нормы, А.Г. Маслоу рассматривал позитив­но ориентированное образование как одно из основных условий психологи­ческою здоровья человека. В качестве цели такого образования автор опре­делил личностное развитие учащегося и его будущую самоактуализацию. Та­ким образом, образование в данном контексте выступает как процесс, опре­деляющий психологическое здоровье личности и нацеленный на ее развитие и реализацию.

Принципы концепции Маслоу сводятся к следующему (А.Г. Маслоу Мотивация и личность — СПб., 1999.- 478с., с.354). Во-первых, каждый чело­век обладает уникальной сущностной природой, которую необходимо тща­тельно изучать и рассматривать как заведомо хорошую. Во-вторых, здоро­вым считается такое развитие человека, при котором он движется к реализа­ции индивидуальных потенциалов самостихийно, а не под воздействием внешних влияний. И в-третьих, работа по поддержанию психологического здоровья человека должна сводиться к воздействиям, приближающим его к самоактуализации. Тем самым в качестве принципов позитивно ориентиро­ванного образования на наш взгляд следует выделить следующие принципы образования:

1)                         принцип индивидуального положительного подхода к изучению личности учащегося;

2)                         принцип внутреннего мотивирования учебной деятельности;

3)                         принцип обучающего воздействия, ориентированного на внут­ренние личностные мотивы студентов.

Данные принципы были положены в основу проведенного нами ис­следования среди студентов, приобретающих специальность 350400 — Связи с общественностью (РЯ). Актуальность данной работы определяется ценно­стью личностно-ориентированного образования работников РЯ, позволяю­щего им не поддаваться внушениям и веяниям моды, стать стойкими к про­паганде и слепому «окультуриванию» (там же, с.394)> Экспериментальную группу составили студенты-первокурсники (30 чел-)* В состав контрольных групп вошли 80 студентов-первокурсников отделений психологи и журнали­стики. При изучении мотивации учебной деятельности были использованы методики «Ориентировочная анкета», модифицированная психологами В.

Смскапом и М. Кучерой, методика «Мотивы выбора профессии» и модифи­цированный вариант вопросника профессионального предпочтения Д. Гол-

ланда.

В результате исследования выявлена специфическая мотивация учеб­ной деятельности студентов, изучающих РЯ. Количественный анализ свиде­тельствует о наличии прямой корреляционной зависимости между внутрен­ней мотивацией изучающих РЯ и их академической успеваемостью. Внут­ренняя мотивация при выборе предмета учебной деятельности более развита, чем внешняя. В ее структуре более выражены индивидуально-значимые мо­тивы. В то же время внешняя мотивация студентов РК оказалась более выра­женной, по сравнению со студентами-психологами и журналистами. Данный показатель может быть объяснен более высоким престижем новой перспек­тивной профессии РК. Для членов экспериментальной группы характерны потребности в самореализации и самопрезснтации. Менее выражены соци­альные и познавательные мотивы. В общей структуре потребностей студен­тов РЯ выявлено преобладание мотивов творческого самовыражения и соци­ального взаимодействия.

Таким образом, в ходе исследования получил реализацию принцип индивидуального положительного подхода к изучению внутренней сферы личности учащегося, при котором осуществлялось не оценивание его дея­тельности, а выявление внутренних закономерностей мотивации. Результаты диагностики подтверждают обоснованность введения принципа внутреннего мотивирования учебной деятельности. Полученные качественные данные о мотивации учебной деятельности студентов, изучающих РК, являются осно­ванием для личностно-ориентированного обучающего и воспитательного иоздействия в дальнейшем. Тем самым закладываются условия образования психологически здоровой личности, способной нести ответственность за формирование общественного мнения.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector