Роль кабинета в учебном процессе

Совершенствование учебного процесса и приведение методов и средств в соответствие с требованиями вре­мени немыслимо без широкого использования ТСО, ра­ционализирующих и оптимизирующих содержание и про­цесс обучения, а также без моделирования, в том числе математических методов моделирования.

В решении задач совершенствования учебного про­цесса особое место занимают аудиовизуальные средства и технические средства контроля и управления. Приме­нение аудиовизуальных ТСО значительно повышает эффективность работы преподавателя: учащиеся полу­чают более полные сведения по изучаемой теме, нагляд­ность материала способствует лучшему его пониманию и сокращает время изложения отдельных вопросов;появляется возможность показать динамику и развитие событий, явлений и процессов, активно приобщать уча­щихся к искусству и литературе и т. п.

Одним из принципиально новых путей повышения эффективности процесса обучения является целенаправ­ленное управление учебно-познавательной деятельностью в результате познания ее закономерностей и их реали­зации в соответствующих методах, средствах и формах обучения. В связи с этим особую значимость приобре­тают методы моделирования.

Внедрение технических средств в учебный процесс приводит, с одной стороны, к совершенствованию научно-теоретических, методических, технических и организа­ционных проблем процесса обучения, а с другой — свя­зано с необходимостью повышения педагогического мастерства.

В настоящее время под ТСО понимают разнообразные устройства, предназначенные для упорядочения учебно-познавательной деятельности и учебного процесса и используемые в комплексе с дидактическими мате­риалами и алгоритмами. Технические средства обучения подразделяются на средства информации и средства контроля и управления. Под техническими средствами информации понимаются разнообразные устройства, пре­образующие информацию, записанную на носителе, в форму, приемлемую для восприятия. Эти технические средства, в свою очередь, подразделяются на звуковые, визуальные, аудиовизуальные, динамические, статиче­ские, электронные, оптические, оптико-механические и др. Для пояснения приведем пример. Для воспроизве­дения грамзаписи необходимо проигрывающее устройст­во, приводящее в движение носитель—грампластинку—с определенной скоростью, обеспечивающее необходимое усиление сигнала и позволяющее воспроизвести фоно­грамму.

С помощью технических средств контроля и управле­ния устанавливают соответствие достигнутых результа­тов учебно-познавательной деятельности заданным кри­териям.

Важными направлениями оптимизации учебного про­цесса являются программированное обучение (ПО) с использованием технических средств программирован­ного обучения (ТСПО) и внедрение автоматизирован­ного обучения на базе ЭВМ. При этом осуществляются принципы индивидуального обучения и диалогового обмена информацией обучающих машин с учащимся. Программированное обучение широко распространено в ССУЗ, автоматизированное обучение только начинает внедряться.

Теоретические основы обучения с использованием технических средств разрабатывались в трудах совет­ских ученых и педагогов С. И. Архангельского, А. И. Берга, Б. В. Гнеденко, В. М. Глушкова, Э. В. Иоча, В. М. Кузнецова, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кушелева, А. В. Нетушила, Л. П. Прессмана, В. Я. Ожогина,

А. Я. Савельева, А. М. Довгялло, Н. Ф. Талызиной, И. И. Тихонова, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Шахмаева и многих других. Отечественная система образования от­крыла преподавателям широкое поле деятельности и по­зволила сформулировать и распространить передовой опыт создания и применения ТСО. Промышленностью выпускаются разнообразные ТСО, из которых могут сос­тавляться как специализированные, так и универсальные комплексы, обеспечивающие реализацию активных мето­дов обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector