Организация учебного процесса при применении ТСО


Научно-технический прогресс в нашей стране требует непрерывного совершенствования содержания и форм обучения, повышения эффективности учебного процесса. В решении этих задач особое место принадлежит аудио­визуальным средствам и техническим средствам контро­ля и управления учебным процессом.

Применение технических средств в организации обуче­ния имеет свои особенности: с одной стороны, видоизме­няется характер деятельности обучаемых, а с другой— требуется более глубокое изучение самого процесса обучения. Использование технических средств требует определенной стандартизации. Другими словами, препо­даватель, управляющий процессом обучения с помощью технических средств, должен иметь перечень указаний, в соответствии с которыми он организует свою деятель­ность и деятельность обучаемых. В этом случае индиви­дуальный, эмпирически сформировавшийся опыт препо­давателя уступает место осознанным закономерностям учебно-воспитательной деятельности. В связи с этим возникла задача принципиального пересмотра органи­зации учебного процесса на основе представления его в виде динамической системы.

Системный подход к организации учебного процесса предполагает такое рассмотрение, когда выделяются определенные уровни, на каждом из которых согласован­ное функционирование подсистем способствует достиже­нию заданной цели. С этой точки зрения для организа­ции обучения необходимо знать: исходные или начальные знания и умения обучаемого; особенности и характер процесса их формирования; знания и умения, приобре­таемые в процессе обучения; критерии и способ контроля результатов обучения, а также способы коррекции про­цесса при отклонении от цели. Особое значение в этой системе имеет обратная связь, которая тесно связана с мотивацией и активизацией обучения. Обратная связь в процессе обучения, реализуя контроль и самоконтроль, направлена на выявление соответствия достигнутых ре­зультатов намеченным целям.

Наиболее важным компонентом системы организации обучения являются критерии обучения, благодаря кото­рым соблюдается постоянство в оценке знаний и умений. При формулировании критериев необходимо учитывать условия протекания реального процесса обучения и огра­ничения, основывающиеся на существующих теоретиче­ских представлениях, экспериментальных данных и т. п. Например, при формировании знаний такими огра­ничениями являются доступность изучаемого учебно­го содержания, наглядность, закономерности процесса усвоения и т. п. В более обобщенном виде ограничения выступают как принуждающие связи, которые показы­вают путь достижения намеченной цели. С одной сторо­ны, принуждающие связи выступают в качестве измери­теля цели, а с другой—от них зависит и определение самой цели.

Для полноты описания необходимо указать форму и отличительные признаки отклонений, а также пределы возможных неточностей в процессе использования кри­терия. В качестве простейшего критерия, характери­зующего меру усвоения изучаемого материала, можно использовать возможность обучаемого распознать, или воспроизвести, или применить в строго заданных усло­виях формируемые знания и умения.

Системный подход к организации обучения показал, что преподаватель, работающий с большой группой уча­щихся, не может собирать и анализировать огромное количество информации об учебной работе каждого обучаемого. Он, как правило, ограничивается общей оценкой по группе в целом. Повысить эффективность сбора и анализа информации об учебном процессе можно, только используя технические средства контроля.

Применение ТСО требует знания закономерностей переработки  информации  человеком.  Переработка информации—сложный, многоуровневый процесс, про­текающий на физиологическом и психическом уровнях.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector