Педагогическая целесообразность и функциональные возможности компьютерного обучения

Курс на преобразование нашего об­щества во всех сферах, включая высшее образование, неизбежно приведет к не­обходимости пересмотреть систему обу­чения в вузах.

Повсеместное подключение к Интернет  домашних компьютеров дает воз­можность будущим студентам значи­тельно расширить свои познания в раз­личных сферах и приобрести опыт ра­боты с вычислительной техникой. Таким образом, приходя в вуз, многие из них уже готовы и способны воспринимать информацию в нетрадиционных формах. И кроме того, информация именно в та­ких формах является для них более при­влекательной, а значит, будет лучше ус­ваиваться. Любое обучение, связанное с компьютерными технологиями, попада­ет на благоприятную почву.

Внедрение компьютерных техноло­гий в процесс обучения позволяет:

1) полностью перевести весь курс обучения по определенной дисциплине на компьютер (включая лекции, прак­тические занятия, контроль усвоения материала);

2) избавить студентов от процедур поиска и покупки книг;

3) оперативно редактировать лекци­онный материал с учетом всего нового, что появляется в конкретной предмет­ной области, в том числе и через вычис­лительные сети;

4) совершенствовать методику изло­жения материала на основе анализа ре­зультатов периодического тестирования студентов по каждой теме;

5) предоставить студентам возмож­ность изучать лекционный материал и выполнять практические задания дома.

Разработанная в Иркутской государ­ственной экономической академии на кафедре электронной техники и ЛСУ система компьютерного обучения вклю­чает в себя следующие компоненты:

• курс лекций;

• задания для самостоятельной ра­боты;

• методические материалы по выпол­нению самостоятельных заданий;

• автоматизированную систему про­верки знаний;

Курс лекций готовится преподавате­лем и включает в себя:

• программу курса;

• список основной литературы;

• список дополнительной литературы;

• полный текст лекций.

Все тексты готовятся с использова­нием современных программных средств с учетом особенностей оформления тек­ста (выделение заголовков, подзаголов­ков, определений, ключевых слов, пе­речней, вставка графического материа­ла и т. д.), а также в соответствии с прин­ципами цветового визуального воспри­ятия информации и наглядности пода­чи материала. На сегодняшний день в качестве стандарта для этих целей ре­комендован пакет Microsoft Office

Задания для самостоятельной ра­боты подбираются с учетом утвержден­ной программы курса и ориентированы по возможности на привлечение мате­риалов всего курса лекций. Все задания разбиты по темам и носят индивидуаль­ный характер. Каждый студент группы имеет свой порядковый номер в списке, согласно которому он выбирает соответ­ствующий вариант.

Примеры выполнения заданий и методический материал для их выпол­нения позволяют выполнять самостоя­тельные работы без привлечения допол­нительной литературы.

Контроль усвоения теоретического материала (курс лекций) и практиче­ских заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).

Разработка и внедрение системы компьютерного обучения потребовали:

1) совершенствования методики из­ложения материала, особенно теорети­ческого;

2) оптимизации объема предоставля­емой информации и ее информативной ценности;

3) упорядочения изложения лекци­онных текстов;

4) однозначного толкования предла­гаемых заданий и примеров.

Функции преподавателя в рамках такой системы сводятся к следующему:

1)подготовка рукописных материа­лов (лекций, заданий, примеров, методик выполнения заданий, контрольных во­просов и правильных вариантов ответов);

2) консультации студентов по теоре­тическим вопросам, выполнению инди­видуальных самостоятельных заданий;

3) разработка программы изучения курса;

4) анализ результатов контроля зна­ний (по результатам работы автомати­зированной системы проверки знаний);

5) редактирование своих материалов по любому разделу системы;

6) собеседование со студентами по итогам изучения курса и выяснение трудностей в его освоении.

Наличие компьютерных курсов по­зволяет руководству вуза осуществлять такие функции, как:

1) просмотр результатов тестирова­ния и оценка степени усвоения матери­ала по специальностям, группам и даже по отдельным студентам;

2) оценка качества подготовки пре­подавателем лекционного курса и всех материалов, необходимых для самостоя­тельной работы студентов

3) разработка рекомендаций по изу­чению курсов и подготовке методиче­ских материалов.

В настоящее время на кафедре ЭТ и АСУ имеется компьютерная версия изу­чения курса «Основы документационного обеспечения управления», которая включает:

1) курс лекций (общее количество 18 часов) по темам:

• Введение в курс;

• Классификация документов и об­щая структура документов;

• Правила оформления документов (по ГОСТу);

• Организация работы с документами;

• Стандарты на документы;

• Особенности работы с документами;

• Пакеты прикладных программ для работы с документами;

2) индивидуальные задания на под­готовку и оформление семи различных видов документов. Каждое задание рас­считано на группу в 28 человек;

3) примеры текстов всех видов до­кументов, встречающихся в заданиях;

4) вопросы для автоматизированной системы проверки знаний по каждой теме.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h