Курс на преобразование нашего общества во всех сферах, включая высшее образование, неизбежно приведет к необходимости пересмотреть систему обучения в вузах.
Повсеместное подключение к Интернет домашних компьютеров дает возможность будущим студентам значительно расширить свои познания в различных сферах и приобрести опыт работы с вычислительной техникой. Таким образом, приходя в вуз, многие из них уже готовы и способны воспринимать информацию в нетрадиционных формах. И кроме того, информация именно в таких формах является для них более привлекательной, а значит, будет лучше усваиваться. Любое обучение, связанное с компьютерными технологиями, попадает на благоприятную почву.
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет:
1) полностью перевести весь курс обучения по определенной дисциплине на компьютер (включая лекции, практические занятия, контроль усвоения материала);
2) избавить студентов от процедур поиска и покупки книг;
3) оперативно редактировать лекционный материал с учетом всего нового, что появляется в конкретной предметной области, в том числе и через вычислительные сети;
4) совершенствовать методику изложения материала на основе анализа результатов периодического тестирования студентов по каждой теме;
5) предоставить студентам возможность изучать лекционный материал и выполнять практические задания дома.
Разработанная в Иркутской государственной экономической академии на кафедре электронной техники и ЛСУ система компьютерного обучения включает в себя следующие компоненты:
• курс лекций;
• задания для самостоятельной работы;
• методические материалы по выполнению самостоятельных заданий;
• автоматизированную систему проверки знаний;
Курс лекций готовится преподавателем и включает в себя:
• программу курса;
• список основной литературы;
• список дополнительной литературы;
• полный текст лекций.
Все тексты готовятся с использованием современных программных средств с учетом особенностей оформления текста (выделение заголовков, подзаголовков, определений, ключевых слов, перечней, вставка графического материала и т. д.), а также в соответствии с принципами цветового визуального восприятия информации и наглядности подачи материала. На сегодняшний день в качестве стандарта для этих целей рекомендован пакет Microsoft Office
Задания для самостоятельной работы подбираются с учетом утвержденной программы курса и ориентированы по возможности на привлечение материалов всего курса лекций. Все задания разбиты по темам и носят индивидуальный характер. Каждый студент группы имеет свой порядковый номер в списке, согласно которому он выбирает соответствующий вариант.
Примеры выполнения заданий и методический материал для их выполнения позволяют выполнять самостоятельные работы без привлечения дополнительной литературы.
Контроль усвоения теоретического материала (курс лекций) и практических заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).
Разработка и внедрение системы компьютерного обучения потребовали:
1) совершенствования методики изложения материала, особенно теоретического;
2) оптимизации объема предоставляемой информации и ее информативной ценности;
3) упорядочения изложения лекционных текстов;
4) однозначного толкования предлагаемых заданий и примеров.
Функции преподавателя в рамках такой системы сводятся к следующему:
1)подготовка рукописных материалов (лекций, заданий, примеров, методик выполнения заданий, контрольных вопросов и правильных вариантов ответов);
2) консультации студентов по теоретическим вопросам, выполнению индивидуальных самостоятельных заданий;
3) разработка программы изучения курса;
4) анализ результатов контроля знаний (по результатам работы автоматизированной системы проверки знаний);
5) редактирование своих материалов по любому разделу системы;
6) собеседование со студентами по итогам изучения курса и выяснение трудностей в его освоении.
Наличие компьютерных курсов позволяет руководству вуза осуществлять такие функции, как:
1) просмотр результатов тестирования и оценка степени усвоения материала по специальностям, группам и даже по отдельным студентам;
2) оценка качества подготовки преподавателем лекционного курса и всех материалов, необходимых для самостоятельной работы студентов
3) разработка рекомендаций по изучению курсов и подготовке методических материалов.
В настоящее время на кафедре ЭТ и АСУ имеется компьютерная версия изучения курса «Основы документационного обеспечения управления», которая включает:
1) курс лекций (общее количество 18 часов) по темам:
• Введение в курс;
• Классификация документов и общая структура документов;
• Правила оформления документов (по ГОСТу);
• Организация работы с документами;
• Стандарты на документы;
• Особенности работы с документами;
• Пакеты прикладных программ для работы с документами;
2) индивидуальные задания на подготовку и оформление семи различных видов документов. Каждое задание рассчитано на группу в 28 человек;
3) примеры текстов всех видов документов, встречающихся в заданиях;
4) вопросы для автоматизированной системы проверки знаний по каждой теме.