Педагогическая целесообразность и функциональные возможности компьютерного обучения

Курс на преобразование нашего об­щества во всех сферах, включая высшее образование, неизбежно приведет к не­обходимости пересмотреть систему обу­чения в вузах.

Повсеместное подключение к Интернет  домашних компьютеров дает воз­можность будущим студентам значи­тельно расширить свои познания в раз­личных сферах и приобрести опыт ра­боты с вычислительной техникой. Таким образом, приходя в вуз, многие из них уже готовы и способны воспринимать информацию в нетрадиционных формах. И кроме того, информация именно в та­ких формах является для них более при­влекательной, а значит, будет лучше ус­ваиваться. Любое обучение, связанное с компьютерными технологиями, попада­ет на благоприятную почву.

Внедрение компьютерных техноло­гий в процесс обучения позволяет:

1) полностью перевести весь курс обучения по определенной дисциплине на компьютер (включая лекции, прак­тические занятия, контроль усвоения материала);

2) избавить студентов от процедур поиска и покупки книг;

3) оперативно редактировать лекци­онный материал с учетом всего нового, что появляется в конкретной предмет­ной области, в том числе и через вычис­лительные сети;

4) совершенствовать методику изло­жения материала на основе анализа ре­зультатов периодического тестирования студентов по каждой теме;

5) предоставить студентам возмож­ность изучать лекционный материал и выполнять практические задания дома.

Разработанная в Иркутской государ­ственной экономической академии на кафедре электронной техники и ЛСУ система компьютерного обучения вклю­чает в себя следующие компоненты:

• курс лекций;

• задания для самостоятельной ра­боты;

• методические материалы по выпол­нению самостоятельных заданий;

• автоматизированную систему про­верки знаний;

Курс лекций готовится преподавате­лем и включает в себя:

• программу курса;

• список основной литературы;

• список дополнительной литературы;

• полный текст лекций.

Все тексты готовятся с использова­нием современных программных средств с учетом особенностей оформления тек­ста (выделение заголовков, подзаголов­ков, определений, ключевых слов, пе­речней, вставка графического материа­ла и т. д.), а также в соответствии с прин­ципами цветового визуального воспри­ятия информации и наглядности пода­чи материала. На сегодняшний день в качестве стандарта для этих целей ре­комендован пакет Microsoft Office

Задания для самостоятельной ра­боты подбираются с учетом утвержден­ной программы курса и ориентированы по возможности на привлечение мате­риалов всего курса лекций. Все задания разбиты по темам и носят индивидуаль­ный характер. Каждый студент группы имеет свой порядковый номер в списке, согласно которому он выбирает соответ­ствующий вариант.

Примеры выполнения заданий и методический материал для их выпол­нения позволяют выполнять самостоя­тельные работы без привлечения допол­нительной литературы.

Контроль усвоения теоретического материала (курс лекций) и практиче­ских заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).

Разработка и внедрение системы компьютерного обучения потребовали:

1) совершенствования методики из­ложения материала, особенно теорети­ческого;

2) оптимизации объема предоставля­емой информации и ее информативной ценности;

3) упорядочения изложения лекци­онных текстов;

4) однозначного толкования предла­гаемых заданий и примеров.

Функции преподавателя в рамках такой системы сводятся к следующему:

1)подготовка рукописных материа­лов (лекций, заданий, примеров, методик выполнения заданий, контрольных во­просов и правильных вариантов ответов);

2) консультации студентов по теоре­тическим вопросам, выполнению инди­видуальных самостоятельных заданий;

3) разработка программы изучения курса;

4) анализ результатов контроля зна­ний (по результатам работы автомати­зированной системы проверки знаний);

5) редактирование своих материалов по любому разделу системы;

6) собеседование со студентами по итогам изучения курса и выяснение трудностей в его освоении.

Наличие компьютерных курсов по­зволяет руководству вуза осуществлять такие функции, как:

1) просмотр результатов тестирова­ния и оценка степени усвоения матери­ала по специальностям, группам и даже по отдельным студентам;

2) оценка качества подготовки пре­подавателем лекционного курса и всех материалов, необходимых для самостоя­тельной работы студентов

3) разработка рекомендаций по изу­чению курсов и подготовке методиче­ских материалов.

В настоящее время на кафедре ЭТ и АСУ имеется компьютерная версия изу­чения курса «Основы документационного обеспечения управления», которая включает:

1) курс лекций (общее количество 18 часов) по темам:

• Введение в курс;

• Классификация документов и об­щая структура документов;

• Правила оформления документов (по ГОСТу);

• Организация работы с документами;

• Стандарты на документы;

• Особенности работы с документами;

• Пакеты прикладных программ для работы с документами;

2) индивидуальные задания на под­готовку и оформление семи различных видов документов. Каждое задание рас­считано на группу в 28 человек;

3) примеры текстов всех видов до­кументов, встречающихся в заданиях;

4) вопросы для автоматизированной системы проверки знаний по каждой теме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector