страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологи­ческому или социальному существованию человека

По определению Захарова А.И. страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологи­ческому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или вообра­жаемой опасности.

Подавляю­щее большинство страхов в той или иной степени обуслов­лены возрастными особенностями и имеют временный ха­рактер. Детские страхи в возрасте 3-5 лет, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохра­няются длительное время, то это служит признаком небла­гополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, не­правильном поведении родителей, незнании ими психи­ческих и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.    В данном случае мы говорим о  социальных факторах, влияющих на  развитие детских страхов. К сожа­лению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому предупредить возмож­ность  появления их и оградить детей в возрасте 3-5 лет от страхов, вызван­ных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью — вот долг взрослых, окружающих детей  этого возраста.   С возрастом у детей меняются моти­вы поведения, отношение к окружающему миру, взрос­лым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отно­шения, будет зависеть тот положительный эмоциональ­ный контакт, который является основой нервно-психичес­кого здоровья ребенка. Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у де­тей 3-5 лет и что предпринять, если они уже есть, — это серьез­ный повод для нашего  исследования.

В своем исследовании мы предположили, что, страхи детей, воспитывающихся в семье и детском доме, различаются качественным и количественным образом.  Это было нами доказано, в ходе эксперимента, проведенного среди воспитанников детского дома и детей, посещающих детский сад и воспитывающихся родителями.

В результате исследования были получены следующие выводы:

  1. В диадах, где мать побуждает словесное проявление, вербализацию ребенка, дети имеют меньше страхов;
  2. У матерей, характеризующихся чрезмерной заботой и  установлением отношений зависимости с ребенком, дети имеют более выраженный страх оставаться одному.  Это может свидетельствовать о наличии симбиотических отношений в диаде мать – ребенок;
  3. В диадах, где матери имеют жесткие критерии «нормального развития» ребенка, стремятся подтянуть его под эти критерии, пытаются активно и всесторонне развивать ребенка, без учета его возможностей, дети также имею больше страхов.
  4. В семьях, где матери имеют высокие показатели  по шкале «уклонение от контакта с ребенком», для детей самым характеризующим страхом является страх чудовищ — это выражение чрезмерной дистанции между ребенком и матерью, выражение  того, что мать отвергает ребенка.

Таким образом, нами было доказано, что материнская депривация является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы  дошкольников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector