Экзаменационные вопросы по дисциплине «Психология менеджмента» для студентов заочной формы обучения
Предмет, объект, цели и задачи психологии менеджмента, связь дисциплины с другими науками об управлении и поведении
Характеристики управленческого труда (цель, предмет, объект, средства, условия, содержание, продукт и оценка)
Виды разделения управленческого труда
Роли менеджеров и их содержание (по Ф. Минцбергу)
Квалификационные и психологические требования к менеджерам
Факторы, определяющие поведение персонала в организации
Особенности поведения и мотивации руководителя холерического типа темперамента
Особенности поведения и мотивации руководителя сангвинического типа темперамента
Особенности поведения и мотивации руководителя флегматического типа темперамента
Особенности поведения и мотивации руководителя меланхолического типа темперамента
Организационные и личностные факторы, обуславливающие возникновение дистрессов в организациях
Понятие о стрессе и дистрессе. Стресс и показатели выполнения рабочих заданий.
Приемы психопрофилактики стресса и его последствий на уровне организации и личности.
Целеполагание как мотивирующий фактор поведения менеджмента и персонала.
Понятие о группах, командах, коллективах и групповой динамике. Основы возникновения групп и их значение в деятельности организации.
Структура группы: лидерство, роли, нормы, статус, размер и состав.
Характеристики групп, определяющие эффективность их деятельности в организации: социально-психологический климат, сплоченность, конформность, групповое единомыслие, взаимопомощь, групповая мотивация.
Формальные и неформальные группы и особенности их поведения.
Социально-психологический климат (СПК) в организации. Факторы, определяющие качество СПК. Виды СПК.
Причины конфликтов в организации.
Виды конфликтов в организации.
Профилактика конфликтного поведения в коллективе.
Сопротивление персонала изменениям (нововведениям) в организации: причины и способы преодоления
Понятие о власти в организации. Виды власти, их достоинства и недостатки
Понятие о лидерстве. Поведенческие теории и теории личностных черт лидеров
Ситуационные теории лидерства и их содержание
Понятие о стилях управления и виды стилей
Коммуникативное поведение руководителя: техника проведения переговоров
Роль менеджера в формировании, развитии и изменении организационной культуры
Сущность функции целеполагания и требования к её реализации
Понятие о планировании и виды планов.
Принципы планирования
Делегирование полномочий: цель, сущность процесса и возможные ошибки менеджеров
Управленческое решение и его типы.
Психологические основы принятия решений менеджерами
Основные подходы к реализации функции мотивирования
Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»
Функция контроля и принципы её реализации
Ошибки социального восприятия менеджера и их роль в оценке подчиненных
Содержательные теории мотивации и их роль в управлении организацией
Процессуальные теории мотивации и их роль в управлении организацией
Методы разрешения конфликтов в организации
Планирование рабочего времени руководителем
Убеждение как метод психологического воздействия в менеджменте и правила его проведения
Кадровые функции менеджеров
Авторитет руководителя и факторы его определяющие
Самоменеджмент руководителя (кроме планирования рабочего времени)
Содержание организационной культуры и её влияние на поведение персонала
Команды в организациях: цель и этапы создания
Современные теории лидерства (харизматическая, заменителей лидерства, лидерство в изменениях)