ВНЕШКОЛЬНОЕ АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИИ В ИРКУТСКЕ. ОБЗОР ПРОЕКТОВ

Язев С.А.

Астрономическая обсерватория ИГУ, ИСЗФ СО РАН лицей ИГУ 664009. Иркутск.

Уровень астрономических чнамий у школьников Иркутского региона пред­ставляется достаточно ни жим (см. статью автора в настоящем сборнике). 11омимо назревших решений в области совершенствования школьного образования, оче­видно, необходима реализация ряда проектов, предлагаемых астрономической об­серваторией (АО) ИГУ и направленных на внешкольное астрономическое образование.

  1. Проект «Иркутский Асзрснал». В Астрозале имеются видеотехника и слайдопроектор, «космическая» экспозиция, посвященная астрономии и космо­навтике. На смотровой площадке будет установлен телескоп для показа объектов звездного неба. Собраны уникальная коллекция слайдов (около 800 штук), видео­сюжеты, включая авторские, по астрономии и космонавтике; коллекция астроно­мических снимков, фрагмент метеорига, библиотека по астрономии и космонавтике. Помимо экскурсий и лекций для школьников, планируются крат­косрочные курсы для учителей астрономии, консультации и т.д. I (роскт реализу­ется на средства ряда иркутских предпринимателей. В их числе А.Шлойдо, Э.Нециевский, С.Ерощенко, С.Припузов, А.Ожогин, А.Махапьков, А.Назимов, А.Кузин, В.Сафронов. Проект может быть реализован уже в 2001 году. Многие подходы и методики, которые будут обрабатываться здесь, планируется исполь­зовать в проекте 2, который будет выполняться несколькими годами позже.
  2. Проект «Губернский лицей». Комплексный проект разработан совмест­но с администрацией лицея ИГУ. На базе планируемого думой г. Иркутска к строительству, начиная с 2003 г., в Академгородке г. Иркутска здания для лицея ИГУ, предлагается предусмотреть помещения для планетария. Астрономического клуба ГУОиПО, народной обсерватории, а также создаваемого совместно с со­трудниками ИРУ и Иркутского научного центра школьного музея науки. Ком­плекс будет работать в интересах учащихся всею региона, поскольку планетарий, обсерватория и музей, над которыми будут шефствовать учащиеся лицея, будут открыты для всех желающих. На базе комплекса будут проводиться школьные и учительские конференции, курсы, слеты. Концепция комплекса передана в город­скую администрацию для рассмотрения, согласования и принятия.
  3. Проект «Городская обсерватория». Проект разработан совместно с Ир­кутским Астрономическим клубом и Областным краеведческим музеем. Старин­ный телескоп-рефрактор Цейсса, заказанный в 1909 г. Восточно-сибирским отделом Русского географического общества ВСОРГО, с 1910 по 1959 г. находил­ся на башне здания ВСОРГО (Краеведческого музея) и составлял основу город­ской публичной обсерватории. Выведенный из строя в 90-ые годы телескоп пол­ностью восстановлен силами Иркутского Астроклуба под руководством Э.Г.Зуева. Проектом предусмотрены реконструкция купола башни в здании музея и установка телескопа для возобновления публичных показов звездного неба.

4. Проект»Обсерватория лицея № 42 ВСЖД». Администрация лицея со­вместно с АО ИГУ планирует создание небольшой лицейской обсерватории, для которой заказаны рефрактор ТАЛ-ЮОК, комплект наглядных пособий и оборудо­вание.

Опыт автора при общении со школьниками и студентами позволил сделать предварительный вывод о широком распространении некоторых убеждений (те­зисов) мифологическог о характера.

Им сформулировано 8 тезисов, которые, по его мнению, отражают суть широко распространенных мифов. Ста школьникам — учащимся девятых классов Лицея ИГУ (г. Иркутск) весной 2000 года было предложено                                                                          анонимно вы­

сказать свое отношение к л им тезисам.

Предлагалось три варианта ответа — «верю», «не верю», и «другое», при этом «другое» отвечавший мог при желании расшифровать. Анкета вместе с распреде­лением ответов приведены в таблице 1. Один ответ соответствует одному про­центу в общей выборке.

Таблица 1

Мое отношение к ш>ее

Не/но

Не черю

/ 1пое

1 • что планеты влияют на судьбы людей 56

37

1

2 • что Землю посещают пришельцы с других пла­нет 59

30

11
3 — что на Марсе обнаружены следы цивилизации (сфинкс и т.д.) 49

40

II’
4 • что египетские пирамиды и некоторые другие памятники истории созданы пришельцами 26

64

К)
5 — что при высокой солнечной активности опасно загорать 79

16

5
6 • что фазы Луны объясняются тенью Земли 53

35

12
7 — что близится конец света 9

86

5
8 — что на Землю скоро упадет астероид 10

79

1!

Хотелось бы надеяться, что первые годы третьего тысячелетия ознаменуют­ся успешной реализацией перечисленных проектов, которые постепенно приведут к изменениям в уровне естественнонаучного сознания населения региона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector