ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СЕМЬЕ

Бадалова Джамиля Рамиз гызы

преподаватель Бакинского университета «Евразия», аспирант Азербайджанского университета языков (Баку, Азербайджан) (Номер науки — 19.00.05 — Социальная психология (по номенклатуре ВАК Азерб. Респ.)

Немного есть общественных явлений, которые фокусировали бы в себе практически все основные аспекты человеческой жизнедеятельности и выходили на все уровни практики: от общественно-исторического до индивидуального, от экономического до духовного. Семья — одно из них.

Семья обладает такой системой передачи социальной информации, которая позволяет ребенку осваивать ее с максимальной заинтересованностью, полнотой и быстротой. Компоненты этой системы — и родительская любовь, и безграничное доверие ребенка к родителям, и общий психологический климат семьи, и ее представительность как своего рода микромодели общества. Именно благодаря всему этому семья — идеальное «опосредствующее звено», обеспечивающее безболезненную, органическую интеграцию ребенка в большой, сложный и противоречивый мир общественных отношений.

В азербайджанском понимании счастье семьи соизмеримо с уровнем воспитания выросших в ней детей.

Обычно азербайджанцы называют семью «домом»: «Как дела дома?», «Передай привет домашним», «Пусть ваш дом будет всегда благоустроенным!», «Дай бог, чтобы у тебя был свой дом!» и т.д.

Хорошие и плохие, отрицательные и положительные особенности азербайджанской семьи отражаются именно в этом «доме», в отношениях мужа и жены. Быть в этом доме добрым и аккуратным, уметь держать его секреты, верить и доверять друг другу, сопереживать радость и горе семьи являются одной из прекрасных национальных особенностей. Чувство защиты своей семьи очень сильно развито у азербайджанцев.

Преодоление трудностей во внутрисемейных отношениях требует от мужа и жены мудрости, широты души, силы воли, выносливости, выдержки и терпения. Для правильной закладки фундамента семейных отношений необходимо обладать высокими идейными ценностями и нравственными началами. Но наряду с этим важно также заранее отрегулировать трудовую и хозяйственную сферы семьи, подготовить ее здоровый психологический климат, определить ее бюджет. Приобщение к сфере человеческих отношений, обладание богатым багажом не только таких понятий, как семейные обязанности, обязанности мужа и жены, дочери, сына, брата, сестры, но и как: справедливость, добро, совесть, гордость, счастье — все это должно стать важной составляющей нравственных начал и прочных опор современной азербайджанской семьи. Среди средств и путей в процессе формирования этих прекрасных нравственных начал очень велика роль примеров устного народного творчества и этнических обычаев. Они учат каждого члена семьи быть добрым, бескорыстным, уважать человеческое достоинство, а молодым советуют строить свою семью по любви.

Психологические отношения семьи представляют собой сложные переплетения взаимопроникающих горизонтальных и вертикальных связей. Их корни глубоко уходят в объективную необходимость совместной жизни в семье, в которой человек представляет собой особенный неповторимый психологический мир. Эта сфера сосуществования различных психологических миров, личностей, преодоления психологических различий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития самых разнообразных чувств, психологических установок, психологической совместимости и психологического климата.

Говоря о взаимоотношениях родителей, специалисты обычно выделяют три основных стиля взаимоотношений. Первый стиль — попустительский или либеральный. Либеральный стиль взаимоотношений — это в принципе отсутствие всяких отношений. Такой стиль, конечно, не является изначальным, а возникает в результате определенных конфликтов. В Азербайджане такие семьи обычно появляются в результате ранних браков и особенно, когда молодой человек сразу же после женитьбы уезжает за границу для заработков.

В семьях с авторитарным стилем взаимоотношений родителей дело обстоит несколько иначе. Здесь существует материальная зависимость жены от мужа, как кормильца, социально и юридически ответственного лица.

Выделяют три вида авторитета: формальный, функциональный и личный. Высшим видом авторитета является третий вид. Этот авторитет имеет четыре слагаемых. Это частота и качество контактов, информированность о делах членов семьи, степень понимания и уровень решения вопросов личной жизни тех, кто связан с ними.

У азербайджанцев глава семьи всегда пользовался большим авторитетом. Он считается символом мудрости и почитается всеми членами семьи.

В семьях с эгалитарным стилем взаимоотношений оба супруга являются образованными и заняты на производстве.

Каковы бы ни были отношения супругов, авторитарными или эгалитарными, ясно одно: взаимоотношения родителей являются основой нравственно-воспитательного потенциала семьи. Именно родители являются той первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите.

Потребность человека в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных. В ней нуждается ребенок любого возраста, она обеспечивает ему чувство безопасности, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. Недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека.

Таким образом, родители выступают для ребенка:

—   источником эмоционального тепла;

—   властью, высшей инстанцией, распорядителем благ;

—   образцом и примером для подражания;

—   другом и советчиком.

Несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и в начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве — вторая, в младшем школьном возрасте — третья, а вот с наступление пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с подростками в сторону сотрудничества.

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Начинается психологическое отделение подростка от родителей, противопоставление им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать родителей. Перед ним открывается вся сложность окружающего мира, социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Подростку нужен такой родитель, который сможет понять все переживания юной души и не осудит, а поможет разобраться с сложной жизненной ситуацией. Случается, что родители полностью теряют авторитет в глазах подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез, как человека, имеющего свои взгляды и мнение.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями. В современной психологии стили взаимоотношений или отношений родителей и подростков обычно делятся на три основных вида: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Попустительский стиль обычно проявляется в семье как бы в форме отсутствия всяких отношений, что находит свое выражение в отчужденности подростков и родителей друг от друга, их полном безразличии к чувствам другого. Авторитарный и демократический стили отношений родителей и подростков образуют своеобразную шкалу, два противоположных полюса: на одном — безапелляционное и бесцеремонное отношение родителей к подросткам, их диктат, команда, желание подавить волю подростка; на другом же полюсе — оказание помощи, желание и умение понимать и учитывать волю подростка, способность своевременно отговаривать его от принятия негативных решений, стремление помогать ему выходить из создавшейся сложной ситуации.

Первый из вышеуказанных стилей отношений родителей и подростков несколько чужд азербайджанской семье. Муж и жена тут выступают в роли родителей, ответственных за детей до конца своей жизни. Готовность родителей пожертвовать собой ради счастья своих детей является характерной национальной особенностью. Так, в народе говорят: «Маленькие дети — маленькие заботы, большие дети — большие заботы». Но на кого же должно ложиться бремя этих забот? «Конечно, на родителей», ответят все, без исключения, в нашем этносе. Невольно напрашивается и другой вопрос: «Как долго?» Почти каждый родитель-азербайджанец ответит: «До конца дней моих», или «покуда силы есть в руках» и т.д.

Говоря об авторитарном стиле взаимоотношений, то тут необходимо отметить консерватизм, грубость, беспощадность, проявляемые больше со стороны отца. Упрямство, нежелание отца в своих действиях и методах воспитания идти на уступки ведут к образованию глубокой пропасти между ним и детьми и, как следствие, к конфликтам.

Конфликты между родителями и подростками возникают по разным причинам: на религиозной основе, когда родители набожны, а дети пренебрегают своими религиозными обязанностями, на идеологической основе, когда родители и дети стоят на разных политических позициях, на основе способа воспитания, в сфере хозяйственно-бытовой деятельности семьи и т.д.

Независимо от стиля отношений родителей и подростков, конфликты между ними неизбежны. Родителям следует постараться воспринимать своего повзрослевшего ребенка как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом. Они должны интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ализаде А.А. Этика и психология семейной жизни. Баку,1986.
  2. Ализаде А.А. Половое воспитание детей и подростков. Баку, 1988.
  3. Гамзаев М.А., Сеидов С.И. Психология. Баку, 2007.
  4. Гамзаев М.А. Основы возрастной и педагогической психологии. Баку, 2003.
  5. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
  6. Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2005.
  7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  8. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред.И.В. Дубровиной. М., 1987.
  9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.
  10. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector