ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЧЕРЕЗ БРИТАНСКИЙ СОВЕТ

В апреле 2004 г. Британский Совет провел презентацию образовательных программ для различных возрастных категорий. Преподаватели ИГУ ознакоми­лись с программами образования в Великобритании для лиц старше 18 лет, в том числе и возможность повышения квалификации для преподавателей. На презентации были предложены программы образования в Шотландии, Англии, Уэльсе по большому количеству специальностей, начиная с гуманитарных на­ук, педагогических, естественных до технических и медицинских специально­стей. Для преподавателей факультета сервиса и рекламы ИГУ интерес предста­вили программы касающиеся менеджмента, туризма (Thames Valley University Hospitality Management and Tourism; UWIC Leisure and Tourism), рекламы (Uni­versity of Sussex Communication and Media Studies). Студенты могут обучаться в университетах Лондона, Кардиффа, Брайтона и Хоува. Кембриджа, Оксфорда.

Вы можете обнаружить, что с десяток различных учебных заведений пред­лагает один и тот же учебный курс. Нужно учесть, что глубина теоретического охвата дисциплины в программах различных университетов может отличаться. Если тот же самый курс можно пройти в укороченный срок, уточните, включены ли в программу все необходимые вам разделы. Возможно, самый важный критерий выбора специальности — это нравиться ли она вам. Дело в том, что методика преподавания в Великобритании такова, что ответственность за успех обучения во многом возлагается на студента. Вся исследовательская работа, со­ставляющая большую часть университетского курса, выполняется самостоя­тельно

Так как большинство студентов имеют языковые трудности, университет может предложить пройти подготовительный курс по английскому языку. Про­должительность такого обучения обычно — от шести месяцев до года. Есть кур- сы, обеспечивающие предметную подготовку, но большей частью их задача — усовершенствование английского языка соответственно академическим требо­ваниям, а также привитие навыков учебы. Как правило, курсы работают в тес­кой связи с определенным университетом, поэтому тем, кто успешно завершит подготовительный курс, гарантировано место в этом учебном заведении.

Не будет преувеличением сказать, что образование, полученное в Велико­британии — это прибавка к перечню личных достоинств. Особенно в наши дни, когда английский признан языком международного общения. Система британ­ского образования прошла проверку временем, считается образцовой и ушла далеко вперед с тех дней, когда Диккенс, которого так любят в России, написал «Николаса Никклби», внося свой вклад в реформу системы просвещения.

Сегодня британские колледжи и университеты готовы принять и россий­ских студентов, предлагая на выбор целый спектр возможностей обучения — от краткосрочного, всего на несколько дней, до полного университетского курса.

Прошедшая длинный путь становления, система образования Великобритании сложна и изощренна. Разобраться в ней самостоятельно, правильно выбрать колледж или университет не так-то просто даже тем, кто живет в стране с рождения. Тем более трудна эта задача для иностранцев. Поэтому тот, кто решился учиться в Великобритании нуждается в полной и точной информации и об учебных заведениях, и о требованиях к поступающим.

Университетская система Великобритании берет начало в XII в., когда бы­ли основаны Оксфордский и Кембриджский университеты. До начала XIX века других университетов в Англии не было. В XIX в., появилась необходимость готовить опытных управляющих и администраторов. Во многих промышлен­ных центрах появились новые университеты, среди них Лондон, Манчестер. Бирмингем, Ливерпуль, Бристол. Век технического и технологического про­гресса, XX век продиктовал свои требования. После Второй мировой войны в стране были основаны университеты в Ноттингеме, Киле, Эксетере, Сассексе, Кенте и Эссексе. «Новейшая» волна «университезации» пришлась на 1992г., когда 33 политехникума были преобразованы в университеты. Различия между старыми и новыми университетами постепенно стираются, но все еще сущест­вуют. Новые университеты, тесно связанные с промышленными и торговыми предприятиями, стремятся сформировать свои учебные программы, исходя из запросов работодателей. Старые университеты также выходят на этот путь, стараясь наладить связи с местной и национальной экономикой. Тем не менее да и сегодня преобладают теоретические дисциплины, философия, литерату­роведение, история, естественные науки. Старые университеты всегда манили к себе иностранных студентов, именно поэтому они хорошо известны в России, чего не скажешь о новых. Теперь эта традиция меняется.

Подробнее хотелось бы остановиться на ученых степенях. Ученые степени присваиваются студентам, успешно завершившим курс обучения. Формально степени одного достоинства, полученные в разных университетах, ничем не отличаются друг от друга, но на практике их «вес» определяется репутацией присвоившего их университета.

Система ученых степеней впитала в себя много традиций. К примеру, слово «бакалавр» (по-английски это еще и «холостяк») берет начало с того времени, когда в университетах учились только юноши. Надо полагать, все они были неженаты, поскольку содержать семью во время учебы было тяжело. Вот некоторые из ученых степеней первой ступени, присуждаемых университетами Англии и Уэльса:

ВА — бакалавр гуманитарных наук; BEd — бакалавр педагогических наук; EEng — бакалавр технических наук ; BSc — бакалавр естественных наук; LLB — бакалавр права; BMus — бакалавр музыки; ВМ — бакалавр медицины.

Названия степеней в разных университетах различны, существуют и ис­ключения из правил. В некоторых шотландских университетах обладатель пер­вой степени в гуманитарных науках — магистр (МА), а не бакалавр (ВА). В не­которых университетах, включая Оксфорд и Кембридж, ВА присваивается по гуманитарным и естественным наукам, однако квалификации бакалавра естест­венных наук (BSc) в Кембридже нет, а в Оксфорде — это высшая ученая сте­пень. Чтобы приобрести степень бакалавра, необходимо учиться три (Англия и Уэльс) или четыре (Шотландия) года. Однако есть степени, для получения ко­торых необходим еще и опыт практической работы, — срок обучения соответст­венно возрастает. Будущим дизайнерам, например, требуется пройти подгото­вительный курс, а затем основной трехлетний. Для получения степени в облас­ти медицины, зубоврачебного дела и архитектуры нужно учиться до 7 лет.

Немаловажными является вопрос о вступительных требованиях. В зависи­мости от учебного курса эти требования могут варьироваться. Вполне вероятно, что британские колледжи и университеты признают свидетельство об образо­вании, полученное в России. Самый простой способ выяснить это — связаться с учебным заведением. Если это невозможно, обратитесь в ближайшее отделение Британского Совета или напишите в Национальный Британский информаци­онный центр официального признания свидетельств об образовании^АШС). Если у вас уже есть диплом об окончании высшего учебного заведения, полу­ченный в России, имейте в виду, что, как академическая квалификация, он за­нимает промежуточное положение между «А — levels» ОСЕ и степенью бака­лавра. Однако в разных учебных заведениях вступительные -требования столь различны, что с таким дипломом можно поступить и на второй, и на предпо­следний курс университета, и даже на пост- дипломный курс на соискание сте­пени магистра.

Предлагается широкий диапазон курсов повышения квалификации для преподавателей. Несколько лет назад по линии Британского Совета Л. М. Тащилина училась на таких курсах — «Летняя школа», для преподавателей английского языка в Оксфордском университете. Курсы продолжались один месяц. Безусловно, данные курсы представляют огромный интерес как в языковом, так и в страноведческом плане. Курсы были отлично организованы, согласно программе, где все мероприятия были расписаны по часам. Занятия проходили в группах но 10 человек (предварительно группу в 40 человек распределили по знаниям). Утром были практические занятия, вечером лекции, всего по 20-24 часа в неделю. Практические занятия были по аудированию, чтению, разговорному английскому языку. Лекции — о современном британском искусстве, литературе, обучении английскому языку с помощью аудио-видео техники, образовании в Британии и т. д. Преподавателей знакомили с компьютерными программами по обучению и проверке знания грамматики английского языка. В библиотеке можно было ознакомиться с современной литературой, учебниками по английскому языку.

Приемы и методы работы, знания, полученные на курсах, применяются в процессе обучения студентов английскому языку. Это — аудио-визуальный ме­тод, деловые игры и т. д. На основе полученных знаний были сделаны доклады и написаны статьи: «О работе с текстом», «Аудирование и виды заданий». «Текстовые задания», а также был создан ряд методических указаний.

Наряду с занятиями была организована обширная культурная программа — поездки в Лондон, Сгрэтфорд-на-Эвоне, встречи, обеды; преподаватели знакомились с жизнью англичан, были на спектакле «Сон в летнюю ночь» в Шекспировском театре, посетили многие музеи Оксфорда и Лондона, и мнотое другое.

Сейчас возможности получения образования студентами и повышения квалификации преподавателями значительно расширились. Появилась возмож­ность не только изучать английский язык, но и получить специальность и ди­плом международного образца. В этом вам поможет Британский Совет, филиал которого открылся несколько лет назад в Иркутске. Британский Совет пред­ставляет Великобританию за рубежом в областях культуры, образования и профессиональной подготовки, осуществляя деятельность, являющуюся со­ставной частью обще дипломатических усилий Великобритании. Офисы Бри­танского Совета работают в 110 странах мира, и его целью является развитие международного партнерства и взаимопонимания между странами.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector