ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

Мы живем далеко от центра России — в регионе. Несмотря на всю ресурсную привлекательность Сибири для инвесторов, ее научный потенциал, Сибирь все же несет на себе негативизм по­нятия «провинция». Социально-мобильные люди, прожив боль­шую часть своей жизни в ожидании перемен, с первой же воз­можностью покинули край в поисках лучшей карьеры, достойной жизни, если не для себя, то для детей.

Правда, сегодня каналы массовой коммуникации: СМИ, Ин­тернет. телефон, др. подключили нас к глобальной деревне, изме­нились способы передачи информации, и мы попали в русло гло­бального мирового потока — сырьевого, туристического, культур­ного. Благодаря этому многие сибиряки уже не «живут на чемоданах», в тайне души желая все-таки уехать из провинции, а осознали, что их нигде не ждут, стали понимать, что нужно раз­вивать край, поднимать бренд Сибири, создавать всю инфра­структур} для детей — рабочие места, места досуга и отдыха, за­нятий спортом и, конечно, образовательные учреждения.

Но как образовывать? Вот о чем стоит задуматься.

Если центр осознает, что глобализм реализуется через ре­гионализацию, то властные структуры должны сделать все воз­можное, чтобы избежать противоречий суверенитетов — нацио­нальных, экономических, культурных, идеологических, полити­ческих, образовательных. Государственная власть присылает образовательные стандарты. Региональный аспект зачастую учи­тывается слабо. Но и без того случается кризис преподавания в силу того, что педагоги сталкиваются постоянно с противоречи­ем: что развивать в учениках: образованность или силу ума, во­лю, предприимчивость? В первом случае — больше шансов тому, что, овладев максимумом знаний, выпускники смогут анализиро­вать, рассуждать, но вряд ли больше. И вырастут в лучшем слу­чае рассудительные интеллигенты, с набором моральных норма­тивов. Если развивать способности к творчеству, уже, казалось бы, лучше: креативные личности сегодня имеют больше возмож­ностей для самореализации.

А если направить обучение на развитие инициативы, духа независимости, прагматизм, то воспитаем предприимчивого, рас­четливого, уверенного бизнесмена. Будет ли это отвечать соци­альным потребностям современного общества — преданность об­щим интересам, ответственность, добропорядочность, самопо­жертвование?

Возникают и еще вопросы, когда думаешь о правильной ме­тодике образования. К примеру, чтобы вместить в биологический срок одной жизни объем основной информации, накопленной человечеством, педагоги часто используют в лекциях дайджесты, антологии, энциклопедии, адаптированное знание, а не первоис­точники. Понимая, что нынешнему молодому поколению с моза­ичным сознанием, фрагментарным восприятием сложно разо­браться в море информации, упорядочить факты, они комменти­руют ее, по сути, навязывая свои интерпретации, смыслы, манипулируя. Конечно, во все времена формировали мировоззре­ние, идеи посредством образования, СМИ. Но был и иной под­ход. Назову его «инициатива снизу». И приведу пример Николая Полевого. Позволю себе напомнить, конечно же, известные фак­ты его биографии. Он в соответствующем возрасте не посещал иркутской гимназии, разных общественных собраний. И вообще нигде не учился, но о Европе. Америке, Индии знал больше, чем о том, что происходило на улицах города. Очень много читал. Отец был недоволен всеми государственными системами — физи­ческой, астрономической и, в особенности, — педагогической. И потому создавал свои системы. И его сын зачитывался Плутар­хом, другими мыслителями, знал 4 языка… а когда вырос, стал автором шеститомника «История русского народа», дискути­рующего с «Историей государства российского» Карамзина, пи­сал статьи по государственному праву, экономике, археологии, истории, географии.

Человек всесторонних знаний редактировал популярное эн­циклопедическое демократическое издание «Московский теле­граф». Полевой сам искал взаимосвязи в потоке информации для решения своих задач. Как выяснилось — вполне результативно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector