ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ

В развитых странах регулирование рынка со стороны государ­ственных структур — одна из важнейших задач. В общем случае, механизм регулирования рынка, представляющий собой комплекс постоянно действующих мер, реализуемых на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю, должен, с одной стороны, предотвращать появление на рынке опасной продукции, а с другой — минимизировать административные барьеры для производителей.

О таком подходе к решению рассматриваемой проблемы сви­детельствует опыт Европейского Союза (ЕС) по реализации нового и глобального подходов к регулированию рынка. Специально соз­данная Европейская комиссия вырабатывает, а Европейский парла­мент принимает директивы по требованиям к безопасности и спо­собам оценки соответствия с охватом всех этапов движения това­ров от производителя до потребителя.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Рос­сийской Федерацией предусматривает сотрудничество в области законодательства посредством постепенного достижения совмес­тимости российского законодательства с законодательством ЕС. Процесс сближения законодательств распространяется также на ряд отраслей права, включая технические нормы и стандарты.

Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесроч­ную перспективу (2000-2010 гг.), одобренная решением Прави­тельства РФ в октябре 1999 г., определила развитие правового со­трудничества в форме сближения хозяйственного законодательства и технических стандартов. Идея создания общего европейского экономического пространства в областях технического регулирова­ния, стандартизации и подтверждения соответствия, предложенная представителями ЕС в мае 2001 г. на саммите «Россия — Европей­ский Союз», предполагает расширение рамок действующего Со­глашения о партнерстве и сотрудничестве от так называемого ши­рокого взаимодействия до интеграционного сближения сторон.

Европейская практика технического регулирования предпола­гает необходимость налаженного сотрудничества на уровне адми­нистративных органов, которые будут следить за надлежащим вы­полнением законодательства ЕС с целью гарантии единообразия и эффективного выполнения законодательных актов ЕС во всех стра- нах-членах. Для того чтобы повысить эффективность надзора, ми­нимизировать влияние различий в методах надзора и снизить дуб- лируемость национальных мер по надзору, необходимо создать особые механизмы сотрудничества между органами надзора.

В общем случае надзор за рынком рассматривается ЕС как эффективный инструмент внедрения директив нового подхода.

Деятельность по надзору за рынком предполагает, что, во- первых, национальные органы надзора должны наблюдать за тем, чтобы изделия, поступающие на рынок, соответствовали требова­ниям национального законодательства, адаптированного с директи­вами нового подхода, а, во-вторых, национальные органы должны принять необходимые меры для обеспечения соответствия продук­ции. Несмотря на то, что действия по надзору за рынком не могут иметь места в процессах проектирования и производства, эффек­тивность их воздействия непосредственно зависит от «сотрудниче­ства» надзорных органов с изготовителями и поставщиками в целях предотвращения поступления на рынок несоответствующих изде­лий. При этом орган надзора может проводить проверку в произ­водственных помещениях после того, как обнаружено несоответст­вие, определяя, не имеют ли место систематические нарушения производственных процессов. Техническая документация должна быть доступна органу надзора в пределах того периода времени, ко­торый соразмерен с риском потенциальной опасности продукции, однако орган надзора не может запрашивать ее систематически.

Прежде чем будет предпринято любое действие со стороны надзорного органа, заинтересованные стороны должны быть уве­домлены об этом. Корректирующие действия зависят от уровня не­соответствия и должны отвечать принципу пропорциональности.

В европейской практике надзорная деятельность осуществля­ется законодательно установленными государственными органами по определенным видам продукции. Надзор проводится за соблю­дением требований, установленных национальным законодательст­вом к продукции. Надзор сосредоточен в основном на стадии об­ращения продукции на рынке. На дорыночной стадии надзор осу­ществляется лишь в случае выявления несоответствий продукции на стадии ее обращения.

Координация деятельности по обеспечению безопасности продукции в некоторых странах (например, в Австрии, Бельгии, Франции, Финляндии, Швейцарии) осуществляется различными структурами (советы при правительствах, министерства или ведом­ства), финансирование надзора производится из бюджетных средств.

В европейских странах законодательно установлен институт контрольных органов, осуществляющих деятельность по подтвер­ждению соответствия продукции в государственных интересах. Контрольные функции делегируются государством путем уполно­мочивания компетентных организаций различных форм собствен­ности. Системы технического регулирования, применяемые в стра- нах-членах ЕС, обязывают применять гармонизированные стандар­ты и единые схемы подтверждения соответствия, обеспечивающие взаимное признание соответствия продукции.

Надзор за продукцией на потребительском рынке США зако­нодательно закреплен за семью федеральными агентствами в пре­делах установленной компетенции. В частности, Комиссия по безо­пасности потребительской продукции США (СРБС) отвечает за всю потребительскую продукцию, которая произведена или распреде­лена на продажу и использование, потребляется или применяется потребителями в домах, гостиницах, мотелях, школах, на отдыхе. Она отвечает не только за безопасность строительной продукции, но и за применяемое в быту любое оборудование (тостеры, утюги, игрушки, фены, печи, петарды — более 15 тыс. различных видов по­требительских продуктов).

Специализированное подразделение Комиссии по соответст­вию продукции отвечает за:

■         идентификацию и изучение потенциально опасной продукции;

■         выполнение обязательных стандартов и регламентов;

■         отзыв опасной продукции;

■          обучение специалистов промышленности по выполнению обязательных требований и по формам и способам осуществления отзыва продукции;

■          работу с промышленностью по улучшению дизайна про­дукции;

■          подготовку предложений о необходимости и целесообраз­ности разработки обязательных и добровольных стандартов.

Таким образом, Комиссия по безопасности потребительской продукции отвечает за защиту потребителей в США от вреда, нано­симого опасными потребительскими продуктами. Цель Комиссии — сохранить жизнь и поддерживать безопасность потребителей про­дукции путем снижения риска нанесения вреда или предотвраще­ния смерти. Предпочтительным подходом к выполнению своих обязанностей Комиссия считает работу в сотрудничестве с фирма­ми. Однако Комиссия не колеблется в использовании своей власти в случаях, когда не ожидается добровольного содействия.

Надзор за безопасностью особо опасной продукции в США (например: атомная и военная техника и т. п.) осуществляют другие

ведомства. При этом создается единое информационное поле, со-

#

стоящее из информационных блоков всех ведомств, осуществляю­щих надзор по группам продукции, а также различных обществен­ных организаций, защищающих права потребителя.

Государственный контроль безопасности пищевых продуктов в Германии централизован, его проведение возложено на «земель­ные» структуры Министерства по охране окружающей среды, зем­леустройству и защите прав потребителей. Надзор осуществляется на всех стадиях обращения (оборота) продукции «от фермы до та­релки», включая стадию производства (переработки) продукции.

На 6 млн потребителей земли Гессен развернуто 26 государ­ственных управлений по контролю пищевой продукции, охране животных и ветеринарии в земельных округах и городах окружного значения, общее число служащих — около 650 человек. Годовой бюджет — 20 млн евро. В течение года этими структурами проверя­ется более 33 тыс. предприятий пищевых отраслей из 64,5 гыс. функционирующих. Уровень выявленных нарушений (рекламаций или несоответствий) составляет около 20 %.

Основными формами применяемых санкций к нарушителям являются:

■          разъяснения;

■         предупреждение (предупредительный штраф — от 2,5 до 37,5 евро);

■         административные меры (максимальный штраф — 25 тыс. евро);

■        уголовное преследование (лишение свободы на срок до грех лет).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector