СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ АСТРОНОМИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Язев С.А.

Астрономическая обсерватории ИГУ. ИСЗФ СО РАН 664009, Иркутск

Последние годы XX века ознаменовались стремительным ростом инстру­ментальных возможностей астрономии. Начиная с 1990 года, на околоземной ор­бите успешно работает космический телескоп им. Э.Хаббла, давший целую серию грандиозных открытий. Вступили в строй либо близки к этому два теле­скопа им. Кека на Гавайях (диаметр зеркал 10 м, США), телескоп Хобби-Эберли (11.8 м, США) и аналогичный в ЮАР, два телескопа «Джемини» в южном и се­верном полушариях ( 8 м), телескоп «Губеру» на Гавайях (Юм, Япония), телескоп на Канарах (10 м, Испания). Развертывается уникальная Южно-Европейская об­серватория в Чили, где близки к завершению работы по вводу в строй четырех 8.2-метровых телескопов, которые, как и телескопы Кека, будут работать в режи­ме оптического интерферометра. Серия мощных телескопов, работающих в ульт­рафиолетовом, рентгеновском, гамма-диапазонах, развернута в околоземном пространстве. Межпланетные зонды в 90-ые годы проводили исследования Мар­са, системы Юпитера, некоторых астероидов. Получен огромный объем новых данных, сделан ряд открытий, существенно обновляющих и изменяющих наши представления о Мире.

Одновременно выдвинут ряд новых теоретических концепций, описываю­щих свойства Вселенной. Получила признание инфляционная теория начальной стадии существования Вселенной. Развиваются философские взгляды на пробле­му антропного принципа, в результате чего растет число сторонников концепции множественности вселенных с разными фундаментальными константами. Новые факты заставляют пересмотреть многие представления, касающиеся проблемы происхождения жизни во Вселенной.

Все это делает астрономию все более существенной, базовой наукой в сис­теме современного естествознания. С точки зрения автора, эта тенденция будет только усиливаться в ближайшие годы.

В то же время существующие учебники астрономии, быстро устаревая, не отвечают современным требованиям. Преподавание астрономии ведется по схе­мам, принятым многие десятилетия назад. Содержательная часть учебников ста­новится во многом неактуальной. Целые разделы должны быть изложены по- новому, многие разделы могут быть исключены, подобно исключению из курсов математики обучения пользованию логарифмической линейкой. Мног ие разделы должны быть существенно обновлены.

Уровень преподавания астрономии в средней школе в России в целом и в Прибайкалье в частности остается недопустимо низким. Об этом говорилось на международной конференции, посвященной астрообразованшо (Москва, июнь 2000 г.). На это указывают и итоги первых астрономических олимпиад в Иркут­ской области, проводившихся в 1999-2000 и 2000-2001 учебных годах. Судя по результатам олимпиад* лишь единичные учителя в регионе демонстрируют спо­собность дать учащимся систематизированные знания хотя бы в объеме дейст­вующих профамм, не говоря уже об изложении новейших достижений астрономии. Остается распространенной практика написания рефератов, заме­няющая курс астрономии, использование часов, выделяемых для занятий астро­номией, под другие курсы. Во многих школах астрономия воспринимается как «второсортный» предмет, по которому традиционно ставятся высокие оценки, чтобы «не портить ‘ аттестат выпускника.

Практически отсутствует система подготовки и переподготовки учителей астрономии, отвечающая новым требованиям. Отсутствуют доступные современ­ные методические пособия, учебники, рабочие тетради, содержащие новые знания в области астрономии. Ситуация усугубляется отсутствием доступных научно- популярных книг, телепрограмм с одной стороны, и широким распространением лженаучных и неквалифицированных изданий, с другой стороны, дающим иска­женное и неверное представление о Вселенной. Курсы повышения квалификации учителей астрономии, проводящиеся ИПКРО с участием специалистов из астро­номической обсерватории ИГУ. показывают, что многие учителя не имеют пред­ставления о современных достижениях астрономии, доступа к источникам новой информации. В то же время в среде учителей оказываются распространенными неверные и антинаучные представления в области астрологии, уфологии, солнеч­но-земных связей и т.д.

Описанная ситуация представляется недопустимой. По-видимому, требует­ся срочная подготовка и издание современных пособий, как для учителей (в пер­вую очередь), так и для учеников. Такие разработки есть в обсерватории ИГУ, но требуется решение о их издании. Можно рекомендовать администрациям школ выписывать журнал «Звездочет», газету «Физика», где регулярно печатаются не­обходимые материалы по астрономии.

В астрономической обсерватории ИГУ разрабатываются два образователь­ных проекта. Проект «Иркутский Астрозал» предусматривает уже в 200! году открытие в обсерватории центра для публичных популярных лекций по астроно­мии для школьников с показом слайдов и видеосюжетов. Здесь планируются и курсы для учителей астрономии.

Второй проект — «Губернский лицей», создаваемый вместе с лицеем ИГУ, — включает в себя создание в Иркутске уникального образовательного учрежде­ния, включающего в себя лицей, планетарий, астрономический клуб, народную обсерваторию, школьный музей науки с демонстрационными физическими уста­новками, публичный лекторий по естественным наукам, работающий в интересах всего региона. Конкретные детали проекта прорабатываются с участием город­ских властей и органов образования.

Астрономическая обсерватория ИГУ открыта для широкою сотрудничества по обозначенным проблемам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector