ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

 

Цель. Раскрыть причины появления тревожности:

  убедить родителей в том, что острый недостаток ласки в семье — причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей.

  убедить родителей в том, что внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

 

Условия проведения. Стулья расставлены в виде круга. В тренинге принимают участие родители, класс­ный руководитель, педагог-психолог, завуч по учебной и воспитательной работе, директор ОУ.

Оборудование. Фломастеры, карандаши простые, разноцветные лепестки из бумаги, чистые листы бумаги.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Детские годы — это горы… Ян Корчак

Как они пройдут, зависит от взрослого чело­века — родителей, учителей, воспитателей.

Главную роль в жизни маленького человека иг­рает семья. Задача школы — раскрыть перед ро­дителями важные стороны психического разви­тия ребенка на каждом возрастном этапе и убе­дить родителей в том, что неталантливых детей, не бывает.

Трудно растить детей в сложном современ­ном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказы­ваются на родителях, а это, в свою очередь, от­ражается на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, не за­висящая от преходящих моментов (поступков, возраста и т.д.). Нужно любить независимо ни от чего. Нормы поведения, характер взаимоотноше­ний между людьми, ценностные ориентации ре­бенок усваивает прежде всего в семье. Если его любят, если с ним считаются, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

Тип семьи и ее социально-эконимический ста­тус связаны с личностным развитием ребенка. Полная, неполная, материнская, отцовская, мно­годетная, альтернативная (отношения не оформ­лены юридически), студенческая плюс благополуч­ная и неблагополучная — с такими типами семей я встречаюсь в школе. По наблюдениям и результа­там психологической диагностики можно констатировать, что у младших школьников высокий уро­вень тревожности. Это проявляется в наличии от­клонений в эмоциональном развитии, в общении, в немотивированном проявлении агрессии, нега­тивных эмоций (замкнутости). У детей низкий уро­вень саморегуляции. Как мы видим, картина пе­чальная. Наша прямая обязанность — выявить при­чины спада положительных эмоций у детей.

Как при недостатке кислорода человек зады­хается, так и при дефиците ласки он болеет, ста­новится нервным, раздражительным, у него слу­чаются серьезные нервные срывы. Иногда это становится причиной расстройства желудка, воз­никают сердечные заболевания, появляется бес­сонница, ослабевает иммунитет. Мало того, «не-доласканность» — одна из причин проституции, причем не ради наживы, а ради удовлетворения голода на прикосновение. Вы, наверное, заме­чали, что плачущий ребенок, который просит по­мощи, сначала утыкается в подол матери, в ноги отца, а уже потом, немного успокоившись, начи­нает рассказывать о случившемся. Что делает взрослый человек в это время? Он гладит ребен­ка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Важную роль здесь играет часто­та поглаживания (около 40 движений в минуту) получается своеобразный массаж. Есть подтвер­ждения, что после массажа дети гораздо лучше справляются с математическими задачами.

Многолетние опыты показали, что животные, которые получают регулярные «дозы» ласк психо­логически устойчивее и смелее. Они быстрее раз­виваются, лучше соображают и реже болеют. Рав­нодушное отношение делает животное жестоким и трусливым. То же и с людьми. Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не поможет: опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злостью ломают чужие игрушки, рвут тетради, книжки, становятся неуправляемыми, могут даже ударить. Это так называемый синдром «детдомов­ских детей», которые плохо развиты эмоциональ­но: они не умеют обнять, избегают взрослых. Та­кие дети часто болеют, тяжело переносят даже простуду. Из-за неумения выразить свои чувства они часто прибегают к агрессии. У психологов и психиатров есть специальный диагноз: «Острый недостаток ласки». Специалисты говорят, чтобы ребенок вырос здоровым и психически уравнове­шенным, нужно постоянно удовлетворять его по­требность в нежных прикосновениях. Когда мама инстинктивно гладит ребенка по голове, берет на руки, она даже не осознает всей значимости этих процедур: прикосновение матери не заменит никто и ничто. Если человек не познал в детстве любви, нежности и ласки, для него возможны лишь два пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать не­достаток ласки. Такой человек почти обречен веч­но скитаться «по рукам»: он ненасытен, как Дон Жуан, и также несчастен. Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо обе­регать его от внутрисемейных разборок, неуря­диц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успевае­мость, улучшится соматическое здоровье, он бу­дет психически уравновешенным. Он будет уметь сопереживать другим людям. Любите, ласкайте своих детей!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Занятие начинается с ритуала: все садятся на стулья в круг, берутся за руки и проговаривают вслух строчку из песни Юрия Визбора «Как здо­рово, что все мы здесь сегодня собрались».

Упражнение 1. «Знакомство»

Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к другу, закройте глаза и представьте, какой красивый цветок у вас получится. Участники выбирают тот лепесток, который больше всего нравится, больше соот­ветствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему нравится. Потом все обращаются друг к другу по имени. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-именами. В конце игры каждый объясняет, почему он выбрал именно этот цвет.

Упражнение 2. «Здравствуй, я рад (а) тебя сегодня видеть здесь…»

Психолог предлагает продолжить фразу всем по очереди. Предлагается сказать друг другу что-то хорошее, приятное, обязательно от всей души. В конце спрашивает, что участники почувствова­ли, выполняя это упражнение.

Упражнение 3. «Нарисуй свой страх и по­беди его»

Психолог: — Многие родители обеспокоены появлением страхов у детей. Надо отметить, что страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание) не является однознач­но опасным и «вредным» для ребенка. Часто он (страх) защищает от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует поведение. Детский страх — это обычное явление для психического развития ребенка. В некоторых ситуациях он в состоянии справиться сам. Ваша задача — не подшучивать над детскими страхами, не углуб­лять их, загоняя в глубину детской души. При­обретение жизненного опыта и знаний, овладе­ние методами саморегуляции позволит ребенку справиться со своим страхом, стать уверенным в себе. Перед рисованием страхов с ребенком надо поговорить: Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты силь­но испугался? Затем ему предлагается нарисо­вать свои страхи. После рисования еще раз по­говорить, чего же он боится. Затем взять нож­ницы и попросить его разрезать «страх». Когда страх разлетится на мелкие кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Положите кусочки в мешок, а мешок сожгите: вместе с ним сгорает и страх, больше его ни­когда не будет.

Упражнение 4. «Ругаемся овощами» Психолог: — Злой, агрессивный ребенок, дра­чун и забияка — большое родительское огорче­ние, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов. Но, с другой стороны, перед нами несчастное существо, которое никто не понима­ет, не жалеет, не ласкает. Детская агрессивность

— признак внутреннего эмоционального неблаго­получия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической за­щиты. Причины агрессивности почти всегда вне­шние: семейное неблагополучие, лишение ребен­ка чего-то важного.

Психолог предлагает родителям поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей: «Ты огурец, а ты редиска и т.д.».

Прежде чем ругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Упражнение 5. «Сломанная кукла»

Психолог. Нередко родителей тревожит не­собранность детей, их излишняя активность. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг ста­новится конфликтным и беспокойным. Все это

  признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской про­блемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое главное — правильно научить его помогать са­мому себе, т.е. познакомить его с методами са­морегуляции. недоласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет

Выполните следующее упражнение. Изобра-         Упражнение 6. «На сегодняшнем занятии

зите куклу, у которой оборвались веревочки, кре-    я…»

пящие голову, шею, руки и ноги.                                      Все участники по очереди высказывают свои

Она вся разболталась. С ней не хотят играть,     впечатления о прошедшем занятии. Что особен-

Потрясите всеми сломанными частями одновре-     но понравилось? Что хотелось бы сделать по-дру-

менно.                                                                               тому? Какие претензии есть к группе или к пси-

А теперь медленно собирайте: соедините го-    хологу? Свои высказывания начинают со слов: «На

лову и шею, закрепите руки, выпрямите ноги, по-     сегодняшнем занятии я …». После упражнений

дышите ровно и глубоко.                                              практической части предлагается заполнить тест

Все, куклу починили, теперь она опять краен-    для родителей «Я и мой ребенок», вая, с ней все хотят играть и заниматься. Пред-         Заканчивается занятие ритуалом: все берутся лежите это упражнение дома при необходимое-     за руки и дарят друг другу самую добрую на све­ти своему ребенку.                                                         те улыбку.

 

Я И МОЙ РЕБЕНОК (Тест для родителей)

Можете ли Вы:

1.    В любой момент оставить все дела и заняться ребенком?

2.    Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3.    Признаться ребенку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4.    Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.    Сохранить самообладание даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.    Поставить себя на место ребенка?

7.    Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

8.    Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.    Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.   Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.   Выделить ребенку один день, чтобы он мог делать что пожелает и вести себя как хочет?

12.   Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого?

13.   Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это просто каприз?

 

Этот тест дополнит ваши представления о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно воспитания детей.

Ключ к тесту

Могу и всегда так поступаю — 3 очка. Могу, но не всегда так поступаю — 2 очка. Не могу — 1 очко.

1.  Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стреми­тесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Другими словами, Вы действуете правиль­но и можете надеяться на хорошие результаты.

2.  16-30 очков: забота о ребенке для Вас — вопрос второстепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспита­тельный эффект. Вам следует призадуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

3.  Число менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов-педагогов, психолога, познакомиться с публикациями по вопросам семейно­го воспитания.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! Нам важно знать, что Вы считаете наиболее значительным для своего ребенка.

1.   Ф.И.О. родителей____________________________

2.   Имя ребенка, возраст________________________

3.   Есть ли еще дети в семье, их возраст__________

4.   Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на тему воспитания? Да. Нет.

5.   Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания? Да. Нет/ Иногда.

6.   Кто ответственен за воспитание ребенка? Семья. Социальная среда. Школа.

7.   Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали? Или Вам хочется во многом его изменить? Да. Нет. Не знаю.

8.   Часто ли Вы реагируете «взрывом» на поступки ребенка? Потом жалеете об этом? Да. Нет. Иногда.

9.   Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение? Да. Нет. Иногда 10.   Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка? Да. Нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector