ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Представители различных теоретических Ориентации сходятся во мнении, что проблемы, приобретаемые ребенком в процессе развития, и час­то вызывающие беспокойство родителей, как правило, представляют собой результат отсутствия именно со стороны родителей позитивного воздейст­вия, внимания и уважения к растущей личности.

Являясь важнейшим звеном в социализации ребенка и, одновременно, закрытым для постороннего вмешательства микромиром, семья, на сего­дняшний день, оставляет открытыми и но большей части неразрешенными важные для психологической практики вопросы диагностики. Особенно ак­туальными вопросы изучения семьи, семейных отношений, используемых родителями воспитательных приемов, становятся в связи с обострившейся проблемой семейного насилия и жестокого отношения к ребенку.

Использование существующих стандартизованных методов изучения семьи не всегда позволяет психологу составить адекватное представление о внутрисемейных отношениях, отграничить искажаемую родителем информа­цию от реального семейного состояния, поэтому картина семьи часто рас­крывается в сглаженном варианте. В то же время некоторые особенности по­ведения ребенка, подростка могут свидетельствовать о существовании серь­езных проблем в семейном воспитании. Подобные противоречия обращают психолога к поиску средств, способных отразить реальную воспитательную атмосферу семьи.

Масл ичным решением проблемы объективности диагностической ин­формации о семейном воспитании может являться получение обратной связи со стороны самого ребенка, подростка. Однако субъеюивный образ семей­ных отношений, создаваемый подростком, не может являться достаточным условием адекватной диагностики и в любом случае требует дополнительной параллельной оценки родительской точки зрения на процесс воспитания.

Исходя из этого нами разработан опросник, позволяющий определить позиции родителей в отношении собственной системы воспитания детей, а получить важную для психолога информацию о действительной воспита­тельной практике родителей. Различные воспитательные приемы, как поощ* ряющие, так и запрещающие, родителям предлагается оценить, используя пятибалльную систему, по двум шкалам: по степени их применения (на- сколько часто используются) и степени эффективности (насколько результа­тивны для целей воспитания). Опросник заполняется родителями анонимно, лишь с указанием своего пола и уровня образования и пола ребенка, исполь­зование же шифра позволяет в дальнейшем соотнести результаты родителей с диагностическими данными ребенка.

Апробация методики проводилась при выявлении особенностей вос­питательной практики родителей подростков. Количественная обработка ре­зультатов не выявила каких-либо негативных моментов в воспитательных действиях родителей. Гак, большинство родителей оценивались в качестве часто используемых и в достаточЕтой степени эффективных такие действия, как словесное поощрение ребенка, его безусловную по/вдержку, совместное обсуждение поведения подростка и выражение неодобрения с объяснением родительской позиции. Одновременно с этим негативную оценку родителей получали такие воспитательные воздействия как физические наказания, за­претительные и контролирующие приемы, игнорирование ребенка. Необхо­димо отметить достаточный процент родителей (до 40%), затрудняющихся оценить эффективность различных воспитательных действий. Подобный от­каз можно рассматривать как следствие действия механизмов психологиче­ской защиты, нежелание родителей посвящать посторонних в семейные про­цессы, а так же как отсутствие осознания связанности целей и средств воспи­тания.

Большую информацию позволила получить качественная обработка результатов опросника, которая в отдельных случаях помогала прояснить воспитательную картину в семьях подростков: варьирование методов воспи­тания, их системность, соотношение, то есть то, что невозможно было по­нять, например, из диагностируемых типов семейного воспитания по оп­роснику Э, Г. Эйдемиллера. Так, выявляется противоречивость в оценке ро­дителями некоторых воспитательных приемов: высоко оценивается эффек­тивность мер воспитания, построенных на регламентации, контроле, прину­ждении и при этом отмечается их редкое использование, и наоборот, методы принятия и доверительного отношения к подростку получают высокие баллы по шкале применения и низкие по степени эффективности. Свойственна воспитательным принципам родителей и амбивалентность: частым сочетани­ем являются высокие оценки но обеим шкалам в отношении двух взаимоис­ключающих методов воспитания, например, безусловной поддержки и по­мощи ребенку, и одновременно, лишение ребенка этой поддержки и доверия,

или совместное обсуждение негативных моментов в поведении ребенка и же­сткая регламентация его действий.

Структура опросника позволяет в зависимости от диагностических целей варьировать в его содержании различные воспитательные приемы. Так, включение разных, но однотипных по характеру воздействия воспитатель­ных методов (например, запретительные действия, жесткая регламентация, принудительные меры) позволяет проследить их соотношение и в то же вре­мя оценить степень согласованности ответов родителей.

Кроме того, что данный оиросник дает психологу возможность получить информацию о средствах воспитания в семье, его заполнение позволяет роди­телю на когнитивном уровне отследить реальные формы воспитательных воз­действий, совпадение целей и средств воспитания, что само по себе выступает как коррекционный момент в работе с родителями.

В общем, использование данного опросника для оценки воспитатель­ной практики родителей в семьях подростков позволило констатировать су­ществование широкого круга проблем, непосредственно связанных с приме­нением конкретных воспитательных приемов: их непоследовательность, бес­системность, расхождение целей и средств воспитания. Поэтому дальнейшее его применение в работе с родителями видится достаточно перспективным, он может являться существенным дополнением к другим методикам, изу­чающим особенности семьи и семейного воспитания. Подробный содержа­тельный анализ ответов родителей служит отправной точкой для целена­правленной психокоррекционной работы с семьей и является основой для постановки вопросов, непосредственно касающихся методов воспитания ре­бенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector