НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Васильева Г.В., канд. физико-математических наук, проректор по довузовскому и дополнительному образованию ИГУ

Па современном этапе развития нашего общества и системы образо­вания как одного из важнейших социальных институтов неуклонно возра­стает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, экономике, управ­лении.

Одним из направлений решения проблемы формирования у специа­листа творческого отношения к своему делу является реализация идеи непрерывного образования. В этой связи изменяется модель образования в целом (школа, вуз) к полифункциональной модели, интегрирующей до­вузовское, вузовское и послевузовское образование. Целью образования является всестороннее развитие личности, а потому непрерывность обра­зования понимается как создание системы, позволяющей постоянно удов­летворять развивающиеся потребности на всех этапах развития.

В настоящее время в науке разрабатывается большой пласт педаго­гических проблем, связанных с вхождением детей, подростков и молоде­жи в социокультурное пространство новой государственности. Иркутс­ким государственным университетом совместно с региональными орга­нами образования предпринята целенаправленная работа но созданию непрерывного образовательного пространства. Задача вуза — подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих, с одной сторо­ны, определенным объемом научных знаний, и с другой стороны — уме­ющих успешно самостоятельно осваивать новые знания и применять их к решению возникающих практических задач. А это требует предваритель­ной работы с молодежью уже на предшествующих звеньях образования: в школах, лицеях, колледжах и т.д.

Университет уделяет большое внимание довузовской подготовке бу­дущих студентов. Это обусловлено не только желанием иметь хорошо подготовленных, «неслучайных» абитуриентов, способных успешно ос­воить профессиональные образовательные программы, но и потребнос­тью нивелировать влияние факторов социально-экономической диффе­ренциации населения (по уровню дохода, месту проживания, социально­му статусу и т.п.) на доступность качественного высшего образования для разных социальных групп. В структуре вуза Лицей, осуществляющий про­фильное обучение учащихся 9-11 классов по различным направлениям. Прием в это учебное заведение производится на основе свободного кон­курса. Две трети преподавателей Лицея — доценты и профессора ИГУ, которые не только проводят занятия и практикумы в Лицее, но и помога­ют большинству учащихся сделать первые шаги в науке, познать радость исследования. Педагогический коллектив Лицея, работая в тесном контак­те с сотрудниками лаборатории педагогического творчества ИГУ и уче­ными институтов Иркутского филиала Сибирского отделения РАН, ставит основной целью создание условий выявления, адаптации, непрерывного развития творческого потенциала и способностей учащихся Лицея и фор­мирования профессионально ориентированной гармонично развитой личности в рамках системы непрерывного образования «Школа — вуз — наука». Университет имеет целую сеть базовых инновационных средних учебных заведений. В качестве системообразующей деятельности эти учеб­ные заведения выбрали учебно-познавательную. Принципиальным отли­чием организации такой деятельности в базовых учебных заведениях явля­ется ее проблемность, направленность на научные исследования стар­шеклассников. Учебные планы и программы (особенно вариативной ча­сти) разработаны совместно с кафедрами университета, а преподаватели факультетов не только ведут занятия, но и участвуют в различного уровня итоговых атгестациях и контролях. Кроме того в двадцати семи общеобра­зовательных школах региона работают профильные классы, курируемые различными факультетами университета. Большую роль в ранней профо­риентации школьников играет Воскресный колледж ИГУ, некоторые отде­ления которого имеют и дистанционную форму обучения. Ежегодно его оканчивают около 700 учащихся. По статистике треть студентов факульте­тов естественно-математического профиля прошли различные формы довузовской подготовки в университете. Значительную работу проводят факультеты и институты ИГУ по выявлению и поддержке одаренных де­тей. Более сорока лет университет совместно с Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области проводит областные предметные олимпиады, большинство по­бедителей и призеров которых выбирают для дальнейшего образования Иркутский государственный университет. Большой популярностью пользуются Телевизионная олимпиада школьников «Шанс» (совместный проект ИГУ, ИГТРК и ГлавУОиПО) и Летняя школа естественных и гума­нитарных наук, где отдыхают и под руководством ученых, аспирантов и студентов ИГУ занимаются любимой наукой победители и призеры Обла­стной олимпиады сельских школьников (более 120 учащихся ежегодно). Преподаватели университета ежегодно активно участвуют в проведении регионального тура Международного конгресса «Шаг в будущее», регио­нальной научно-практической конференции старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки». Каждый пятый студент ИГУ уча­стник этих форумов. Хотелось бы отметить, что подготовленные в дову­зовский период студенты, как правило, привлекаются к серьезной науч­ной работе, среди них есть именные стипендиаты и Соросовские студен­ты. Двенадцать учащихся базовых учебных заведений, из окончивших раз­личные факультет ИГУ в последние три года, обучаются в аспирантуре. Заметим также, что эксперимент по организации цепочки «школьник — студент — специалист» и «школьник — студент — аспирант — научный работ­ник» еще весьма далек от завершения, а каждая его фаза ставит все новые и новые вопросы, ответы на которые далеко не однозначны.

Университет помогает не только профессиональному становлению учащихся, но их наставникам — учителям. Это стажировки и проблемные курсы повышения квалификации учителей области, работа с учителями — исследователями (за последние 3 года двое из них защитили кандидатские диссертации в Специализированных советах ИГУ). Следует также отме­тить, что более 40% учителей высшей категории — выпускники ИГУ, хотя в целом выпускники классического университета составляют около 10% от общего числа учителей-предметников области.

Учителя гуманитарных дисциплин (историки, филологи, географы, психологи), живущие в разных городах и районах области совместно с учеными ИГУ активно участвуют в реализации проекта «Этнополитичес- кая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ», поддержан­ного Фондом Форда. Исследовательской целью участников программы является подготовка коллективного труда по социокультурной характери­стике региона, описанию и анализу тех изменений, которые переживают городские и сельские сообщества. Для учителей данная программа явля­ется формой профессиональной переподготовки, поскольку требует до­полнительного обновления и расширения знаний, овладения междисцип­линарной тематикой (которая выходит за рамки полученной факультетс­кой подготовки) и современными методами исследования.

В последние годы в территориях региона остро встала проблема с учительскими кадрами. В отдельных районах доля учителей с высшим образованием составляла менее половины. Поэтому университет прини­мает активное участие в реализации «Программы непрерывного педаго­гического образования». Создан учебно-образовательный комплекс с пе­дагогическими колледжами городов Ангарска и Иркутска (это Ангарский и Иркутский № 1 педагогические колледжи), работающий по сопряжен­ным учебным планам и программам. Выпускники сельских школ на базе этого комплекса имеют возможность получить среднее профессиональ­ное и неполное высшее, а затем (по различным формам: дневная, заоч­ная, экстернат) и высшее образование. Сегодня более ста выпускников Ангарского и Иркутского № 1 педколледжей являются студентами третье­го и четвертого курсов факультетов филологии и журналистики, истори­ческого и Института математики и экономики ИГУ.

Следует отметить, что на первой ступени обучения в созданном ком­плексе (3 года) полностью выполняется учебный план, реализующий про­граммы среднего профессионального образования и первых двух курсов университета. Лекции и практические занятия в студенческих группах ве­дут как профессора и доценты ИГУ, так и преподаватели колледжа. И хотя на путях такой интеграции еще немало проблем, идею создания учебно- образовательного комплекса можно считать плодотворной, перспектив­ной и соответствующей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня в подготовке педагогических кадров. Проводимая ИГУ работа по созданию университетского округа, предполагающая включение в него ряда сред­них педагогических учебных заведений региона, откроет новые возмож­ности для дальнейшего развития педколледжей в рамках вузовского обра­зовательного пространства.

С 2004 года в старшей школе будет осуществляться профильное обу­чение и для реализации его программ потребуются высококвалифицированные учителя — предметники. К сожалению, наличие педагогического стажа далеко не всегда гарантирует высокий уровень владения предме­том. Например, задания повышенной сложности (№ 5 и № 6) в стандарт­ной выпускной работе по алгебре и началам анализа грамотно способны выполнить менее трети учителей, а что уж говорить о выполнении части «В» заданий ЕГЭ. Поэтому заинтересованные факультеты (по профилям) совместной с Лицеем ИГУ подготовили программы (и материалы к ним) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в профильных классах. Обучение по этим программам будет осу­ществляться в различных формах (курсовая подготовка, мастер — классы, стажировки, дистанционное обучение и т.д.).

Продолжить свое образование в ИГУ могут не только учителя и пре­подаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, но и специалисты различных сфер деятельности. Такую возможность предо­ставляют Центр повышения квалификации и переподготовки специалис­тов, Центр новых информационных технологий, Учебно- консультацион­ный центр, Центр защиты информации и т.д. Причем освоение некоторых из прилагаемых программ предполагает присвоение новой квалифика­ции. Для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалифика­ции в ИГУ открыта аспирантура по 53 специальностям и докторантура по 18 направлениям. В ИГУ плодотворно работает 8 Специализированных Совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций.

Словом возможностей много, но было бы желание, стремление и упорство к достижению целей.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h