Васильева Г.В., канд. физико-математических наук, проректор по довузовскому и дополнительному образованию ИГУ
Па современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, экономике, управлении.
Одним из направлений решения проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу является реализация идеи непрерывного образования. В этой связи изменяется модель образования в целом (школа, вуз) к полифункциональной модели, интегрирующей довузовское, вузовское и послевузовское образование. Целью образования является всестороннее развитие личности, а потому непрерывность образования понимается как создание системы, позволяющей постоянно удовлетворять развивающиеся потребности на всех этапах развития.
В настоящее время в науке разрабатывается большой пласт педагогических проблем, связанных с вхождением детей, подростков и молодежи в социокультурное пространство новой государственности. Иркутским государственным университетом совместно с региональными органами образования предпринята целенаправленная работа но созданию непрерывного образовательного пространства. Задача вуза — подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих, с одной стороны, определенным объемом научных знаний, и с другой стороны — умеющих успешно самостоятельно осваивать новые знания и применять их к решению возникающих практических задач. А это требует предварительной работы с молодежью уже на предшествующих звеньях образования: в школах, лицеях, колледжах и т.д.
Университет уделяет большое внимание довузовской подготовке будущих студентов. Это обусловлено не только желанием иметь хорошо подготовленных, «неслучайных» абитуриентов, способных успешно освоить профессиональные образовательные программы, но и потребностью нивелировать влияние факторов социально-экономической дифференциации населения (по уровню дохода, месту проживания, социальному статусу и т.п.) на доступность качественного высшего образования для разных социальных групп. В структуре вуза Лицей, осуществляющий профильное обучение учащихся 9-11 классов по различным направлениям. Прием в это учебное заведение производится на основе свободного конкурса. Две трети преподавателей Лицея — доценты и профессора ИГУ, которые не только проводят занятия и практикумы в Лицее, но и помогают большинству учащихся сделать первые шаги в науке, познать радость исследования. Педагогический коллектив Лицея, работая в тесном контакте с сотрудниками лаборатории педагогического творчества ИГУ и учеными институтов Иркутского филиала Сибирского отделения РАН, ставит основной целью создание условий выявления, адаптации, непрерывного развития творческого потенциала и способностей учащихся Лицея и формирования профессионально ориентированной гармонично развитой личности в рамках системы непрерывного образования «Школа — вуз — наука». Университет имеет целую сеть базовых инновационных средних учебных заведений. В качестве системообразующей деятельности эти учебные заведения выбрали учебно-познавательную. Принципиальным отличием организации такой деятельности в базовых учебных заведениях является ее проблемность, направленность на научные исследования старшеклассников. Учебные планы и программы (особенно вариативной части) разработаны совместно с кафедрами университета, а преподаватели факультетов не только ведут занятия, но и участвуют в различного уровня итоговых атгестациях и контролях. Кроме того в двадцати семи общеобразовательных школах региона работают профильные классы, курируемые различными факультетами университета. Большую роль в ранней профориентации школьников играет Воскресный колледж ИГУ, некоторые отделения которого имеют и дистанционную форму обучения. Ежегодно его оканчивают около 700 учащихся. По статистике треть студентов факультетов естественно-математического профиля прошли различные формы довузовской подготовки в университете. Значительную работу проводят факультеты и институты ИГУ по выявлению и поддержке одаренных детей. Более сорока лет университет совместно с Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области проводит областные предметные олимпиады, большинство победителей и призеров которых выбирают для дальнейшего образования Иркутский государственный университет. Большой популярностью пользуются Телевизионная олимпиада школьников «Шанс» (совместный проект ИГУ, ИГТРК и ГлавУОиПО) и Летняя школа естественных и гуманитарных наук, где отдыхают и под руководством ученых, аспирантов и студентов ИГУ занимаются любимой наукой победители и призеры Областной олимпиады сельских школьников (более 120 учащихся ежегодно). Преподаватели университета ежегодно активно участвуют в проведении регионального тура Международного конгресса «Шаг в будущее», региональной научно-практической конференции старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки». Каждый пятый студент ИГУ участник этих форумов. Хотелось бы отметить, что подготовленные в довузовский период студенты, как правило, привлекаются к серьезной научной работе, среди них есть именные стипендиаты и Соросовские студенты. Двенадцать учащихся базовых учебных заведений, из окончивших различные факультет ИГУ в последние три года, обучаются в аспирантуре. Заметим также, что эксперимент по организации цепочки «школьник — студент — специалист» и «школьник — студент — аспирант — научный работник» еще весьма далек от завершения, а каждая его фаза ставит все новые и новые вопросы, ответы на которые далеко не однозначны.
Университет помогает не только профессиональному становлению учащихся, но их наставникам — учителям. Это стажировки и проблемные курсы повышения квалификации учителей области, работа с учителями — исследователями (за последние 3 года двое из них защитили кандидатские диссертации в Специализированных советах ИГУ). Следует также отметить, что более 40% учителей высшей категории — выпускники ИГУ, хотя в целом выпускники классического университета составляют около 10% от общего числа учителей-предметников области.
Учителя гуманитарных дисциплин (историки, филологи, географы, психологи), живущие в разных городах и районах области совместно с учеными ИГУ активно участвуют в реализации проекта «Этнополитичес- кая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ», поддержанного Фондом Форда. Исследовательской целью участников программы является подготовка коллективного труда по социокультурной характеристике региона, описанию и анализу тех изменений, которые переживают городские и сельские сообщества. Для учителей данная программа является формой профессиональной переподготовки, поскольку требует дополнительного обновления и расширения знаний, овладения междисциплинарной тематикой (которая выходит за рамки полученной факультетской подготовки) и современными методами исследования.
В последние годы в территориях региона остро встала проблема с учительскими кадрами. В отдельных районах доля учителей с высшим образованием составляла менее половины. Поэтому университет принимает активное участие в реализации «Программы непрерывного педагогического образования». Создан учебно-образовательный комплекс с педагогическими колледжами городов Ангарска и Иркутска (это Ангарский и Иркутский № 1 педагогические колледжи), работающий по сопряженным учебным планам и программам. Выпускники сельских школ на базе этого комплекса имеют возможность получить среднее профессиональное и неполное высшее, а затем (по различным формам: дневная, заочная, экстернат) и высшее образование. Сегодня более ста выпускников Ангарского и Иркутского № 1 педколледжей являются студентами третьего и четвертого курсов факультетов филологии и журналистики, исторического и Института математики и экономики ИГУ.
Следует отметить, что на первой ступени обучения в созданном комплексе (3 года) полностью выполняется учебный план, реализующий программы среднего профессионального образования и первых двух курсов университета. Лекции и практические занятия в студенческих группах ведут как профессора и доценты ИГУ, так и преподаватели колледжа. И хотя на путях такой интеграции еще немало проблем, идею создания учебно- образовательного комплекса можно считать плодотворной, перспективной и соответствующей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня в подготовке педагогических кадров. Проводимая ИГУ работа по созданию университетского округа, предполагающая включение в него ряда средних педагогических учебных заведений региона, откроет новые возможности для дальнейшего развития педколледжей в рамках вузовского образовательного пространства.
С 2004 года в старшей школе будет осуществляться профильное обучение и для реализации его программ потребуются высококвалифицированные учителя — предметники. К сожалению, наличие педагогического стажа далеко не всегда гарантирует высокий уровень владения предметом. Например, задания повышенной сложности (№ 5 и № 6) в стандартной выпускной работе по алгебре и началам анализа грамотно способны выполнить менее трети учителей, а что уж говорить о выполнении части «В» заданий ЕГЭ. Поэтому заинтересованные факультеты (по профилям) совместной с Лицеем ИГУ подготовили программы (и материалы к ним) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в профильных классах. Обучение по этим программам будет осуществляться в различных формах (курсовая подготовка, мастер — классы, стажировки, дистанционное обучение и т.д.).
Продолжить свое образование в ИГУ могут не только учителя и преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, но и специалисты различных сфер деятельности. Такую возможность предоставляют Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, Центр новых информационных технологий, Учебно- консультационный центр, Центр защиты информации и т.д. Причем освоение некоторых из прилагаемых программ предполагает присвоение новой квалификации. Для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в ИГУ открыта аспирантура по 53 специальностям и докторантура по 18 направлениям. В ИГУ плодотворно работает 8 Специализированных Совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций.
Словом возможностей много, но было бы желание, стремление и упорство к достижению целей.