НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Васильева Г.В., канд. физико-математических наук, проректор по довузовскому и дополнительному образованию ИГУ

Па современном этапе развития нашего общества и системы образо­вания как одного из важнейших социальных институтов неуклонно возра­стает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, экономике, управ­лении.

Одним из направлений решения проблемы формирования у специа­листа творческого отношения к своему делу является реализация идеи непрерывного образования. В этой связи изменяется модель образования в целом (школа, вуз) к полифункциональной модели, интегрирующей до­вузовское, вузовское и послевузовское образование. Целью образования является всестороннее развитие личности, а потому непрерывность обра­зования понимается как создание системы, позволяющей постоянно удов­летворять развивающиеся потребности на всех этапах развития.

В настоящее время в науке разрабатывается большой пласт педаго­гических проблем, связанных с вхождением детей, подростков и молоде­жи в социокультурное пространство новой государственности. Иркутс­ким государственным университетом совместно с региональными орга­нами образования предпринята целенаправленная работа но созданию непрерывного образовательного пространства. Задача вуза — подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих, с одной сторо­ны, определенным объемом научных знаний, и с другой стороны — уме­ющих успешно самостоятельно осваивать новые знания и применять их к решению возникающих практических задач. А это требует предваритель­ной работы с молодежью уже на предшествующих звеньях образования: в школах, лицеях, колледжах и т.д.

Университет уделяет большое внимание довузовской подготовке бу­дущих студентов. Это обусловлено не только желанием иметь хорошо подготовленных, «неслучайных» абитуриентов, способных успешно ос­воить профессиональные образовательные программы, но и потребнос­тью нивелировать влияние факторов социально-экономической диффе­ренциации населения (по уровню дохода, месту проживания, социально­му статусу и т.п.) на доступность качественного высшего образования для разных социальных групп. В структуре вуза Лицей, осуществляющий про­фильное обучение учащихся 9-11 классов по различным направлениям. Прием в это учебное заведение производится на основе свободного кон­курса. Две трети преподавателей Лицея — доценты и профессора ИГУ, которые не только проводят занятия и практикумы в Лицее, но и помога­ют большинству учащихся сделать первые шаги в науке, познать радость исследования. Педагогический коллектив Лицея, работая в тесном контак­те с сотрудниками лаборатории педагогического творчества ИГУ и уче­ными институтов Иркутского филиала Сибирского отделения РАН, ставит основной целью создание условий выявления, адаптации, непрерывного развития творческого потенциала и способностей учащихся Лицея и фор­мирования профессионально ориентированной гармонично развитой личности в рамках системы непрерывного образования «Школа — вуз — наука». Университет имеет целую сеть базовых инновационных средних учебных заведений. В качестве системообразующей деятельности эти учеб­ные заведения выбрали учебно-познавательную. Принципиальным отли­чием организации такой деятельности в базовых учебных заведениях явля­ется ее проблемность, направленность на научные исследования стар­шеклассников. Учебные планы и программы (особенно вариативной ча­сти) разработаны совместно с кафедрами университета, а преподаватели факультетов не только ведут занятия, но и участвуют в различного уровня итоговых атгестациях и контролях. Кроме того в двадцати семи общеобра­зовательных школах региона работают профильные классы, курируемые различными факультетами университета. Большую роль в ранней профо­риентации школьников играет Воскресный колледж ИГУ, некоторые отде­ления которого имеют и дистанционную форму обучения. Ежегодно его оканчивают около 700 учащихся. По статистике треть студентов факульте­тов естественно-математического профиля прошли различные формы довузовской подготовки в университете. Значительную работу проводят факультеты и институты ИГУ по выявлению и поддержке одаренных де­тей. Более сорока лет университет совместно с Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области проводит областные предметные олимпиады, большинство по­бедителей и призеров которых выбирают для дальнейшего образования Иркутский государственный университет. Большой популярностью пользуются Телевизионная олимпиада школьников «Шанс» (совместный проект ИГУ, ИГТРК и ГлавУОиПО) и Летняя школа естественных и гума­нитарных наук, где отдыхают и под руководством ученых, аспирантов и студентов ИГУ занимаются любимой наукой победители и призеры Обла­стной олимпиады сельских школьников (более 120 учащихся ежегодно). Преподаватели университета ежегодно активно участвуют в проведении регионального тура Международного конгресса «Шаг в будущее», регио­нальной научно-практической конференции старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки». Каждый пятый студент ИГУ уча­стник этих форумов. Хотелось бы отметить, что подготовленные в дову­зовский период студенты, как правило, привлекаются к серьезной науч­ной работе, среди них есть именные стипендиаты и Соросовские студен­ты. Двенадцать учащихся базовых учебных заведений, из окончивших раз­личные факультет ИГУ в последние три года, обучаются в аспирантуре. Заметим также, что эксперимент по организации цепочки «школьник — студент — специалист» и «школьник — студент — аспирант — научный работ­ник» еще весьма далек от завершения, а каждая его фаза ставит все новые и новые вопросы, ответы на которые далеко не однозначны.

Университет помогает не только профессиональному становлению учащихся, но их наставникам — учителям. Это стажировки и проблемные курсы повышения квалификации учителей области, работа с учителями — исследователями (за последние 3 года двое из них защитили кандидатские диссертации в Специализированных советах ИГУ). Следует также отме­тить, что более 40% учителей высшей категории — выпускники ИГУ, хотя в целом выпускники классического университета составляют около 10% от общего числа учителей-предметников области.

Учителя гуманитарных дисциплин (историки, филологи, географы, психологи), живущие в разных городах и районах области совместно с учеными ИГУ активно участвуют в реализации проекта «Этнополитичес- кая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ», поддержан­ного Фондом Форда. Исследовательской целью участников программы является подготовка коллективного труда по социокультурной характери­стике региона, описанию и анализу тех изменений, которые переживают городские и сельские сообщества. Для учителей данная программа явля­ется формой профессиональной переподготовки, поскольку требует до­полнительного обновления и расширения знаний, овладения междисцип­линарной тематикой (которая выходит за рамки полученной факультетс­кой подготовки) и современными методами исследования.

В последние годы в территориях региона остро встала проблема с учительскими кадрами. В отдельных районах доля учителей с высшим образованием составляла менее половины. Поэтому университет прини­мает активное участие в реализации «Программы непрерывного педаго­гического образования». Создан учебно-образовательный комплекс с пе­дагогическими колледжами городов Ангарска и Иркутска (это Ангарский и Иркутский № 1 педагогические колледжи), работающий по сопряжен­ным учебным планам и программам. Выпускники сельских школ на базе этого комплекса имеют возможность получить среднее профессиональ­ное и неполное высшее, а затем (по различным формам: дневная, заоч­ная, экстернат) и высшее образование. Сегодня более ста выпускников Ангарского и Иркутского № 1 педколледжей являются студентами третье­го и четвертого курсов факультетов филологии и журналистики, истори­ческого и Института математики и экономики ИГУ.

Следует отметить, что на первой ступени обучения в созданном ком­плексе (3 года) полностью выполняется учебный план, реализующий про­граммы среднего профессионального образования и первых двух курсов университета. Лекции и практические занятия в студенческих группах ве­дут как профессора и доценты ИГУ, так и преподаватели колледжа. И хотя на путях такой интеграции еще немало проблем, идею создания учебно- образовательного комплекса можно считать плодотворной, перспектив­ной и соответствующей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня в подготовке педагогических кадров. Проводимая ИГУ работа по созданию университетского округа, предполагающая включение в него ряда сред­них педагогических учебных заведений региона, откроет новые возмож­ности для дальнейшего развития педколледжей в рамках вузовского обра­зовательного пространства.

С 2004 года в старшей школе будет осуществляться профильное обу­чение и для реализации его программ потребуются высококвалифицированные учителя — предметники. К сожалению, наличие педагогического стажа далеко не всегда гарантирует высокий уровень владения предме­том. Например, задания повышенной сложности (№ 5 и № 6) в стандарт­ной выпускной работе по алгебре и началам анализа грамотно способны выполнить менее трети учителей, а что уж говорить о выполнении части «В» заданий ЕГЭ. Поэтому заинтересованные факультеты (по профилям) совместной с Лицеем ИГУ подготовили программы (и материалы к ним) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в профильных классах. Обучение по этим программам будет осу­ществляться в различных формах (курсовая подготовка, мастер — классы, стажировки, дистанционное обучение и т.д.).

Продолжить свое образование в ИГУ могут не только учителя и пре­подаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, но и специалисты различных сфер деятельности. Такую возможность предо­ставляют Центр повышения квалификации и переподготовки специалис­тов, Центр новых информационных технологий, Учебно- консультацион­ный центр, Центр защиты информации и т.д. Причем освоение некоторых из прилагаемых программ предполагает присвоение новой квалифика­ции. Для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалифика­ции в ИГУ открыта аспирантура по 53 специальностям и докторантура по 18 направлениям. В ИГУ плодотворно работает 8 Специализированных Совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций.

Словом возможностей много, но было бы желание, стремление и упорство к достижению целей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector