Результаты социологического исследования рынка и отношения россиян к его регулированию, проведенного в октябре 2000 г. независимым фондом «Центр политических технологий» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Торгово-промышленной палаты РФ, показали, что 67 % опрошенных все чаще сталкиваются с некачественными, опасными и фальсифицированными товарами.
В 2002 г. по заказу Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности Ассоциации фармацевтических производителей Америки и союза потребителей России две независимые американские компании впервые в истории нашей страны провели опрос жителей Москвы с целью выявления их отношения к некачественным и фальсифицированным товарам и брендам. 93 % респондентов признали, что неоднократно сталкивались с подделками, причем 50,5 % опрошенных встречали поддельную одежду и обувь, 47 % — фальсифицированные алкогольные напитки, 46 % — продукты питания, 37 % — пиратские аудио- и видеозаписи, 31 % — фальшивые лекарства.
Картина неутешительна. В наведении порядка на потребительском рынке объективно заинтересованы и изготовители, и потребители. Однако главным заинтересованным лицом должно быть государство. Именно на потребительском рынке основная масса населения, сталкивающаяся с обманом, вольно или невольно делает вывод о неспособности или нежелании государства защищать его. Из-за фальсификации продукции и значительного объема товаров, находящихся в «теневом» обращении, государство недополучает в бюджет страны миллиарды рублей. Таким образом, проблема эта не только социальная, но и экономическая, да и политическая.
В Европейском Союзе (ЕС) проблема защиты рынков от недоброкачественной и фальсифицированной продукции, поставляемой из третьих стран, решается следующим образом. Была создана организационная структура, куда входит Европейская комиссия, вырабатывающая директивы по безопасности, способам подтверждения соответствия и схемам контроля продукции с охватом всех этапов движения товаров от производителя до потребителя. Подготовку проектов директив дифференцированно по видам продукции в зависимости от потенциальной опасности, степени риска для потребителей и на основе изучения статистических данных о ее использовании и эксплуатации осуществляют высококвалифицированные эксперты, работающие на постоянной основе в специально созданных комитетах. Кроме того, большое внимание уделяется предупредительным мерам, снижающим риск поступления на рынок недоброкачественной продукции.
Важным элементом защиты потребительского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции являются также создаваемые за рубежом с использованием технологии штрихового кодирования информационные системы идентификации учета производства и оборота товаров, а также различные виды и способы маркирования продукции.
На основании изложенного можно сделать вывод, что за рубежом для защиты потребительского рынка создаются мощные организационные структуры с высоким научно-техническим потенциалом. Их главная цель — формирование эффективных механизмов защиты рынка от недоброкачественной продукции.
Каков же механизм защиты потребительского рынка у нас?
В России действуют основные формы государственного регулирования рынка, которые хотя и соответствуют формам, принятым в мировом сообществе, но необходимого результата не дают.
Среди основных причин появления на рынке недоброкачественной и фальсифицированной продукции можно отметить следующие:
■ производство и реализацию товаров и услуг осуществляют хозяйственные субъекты, не имеющие соответствующих условий для обеспечения их качества и безопасности;
■ в сферу производства и обращения проникло большое число недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров и услуг. Вызвано это слабым правоприменением законодательства в области ответственности за качество и безопасность поставляемого товара, поэтому предприятия-поставщики недоброкачественного товара чувствуют себя вольготно и безнаказанно на рынке;
■ в торговую сеть поступает большой объем товаров, не проходивших или не прошедших сертификацию (прилагаются фальшивые сертификаты);
* торговая сеть принимает на реализацию фальсифицированную и опасную продукцию;
■ появилось большое количество организаций-посредников (на 125 тыс. организаций розничной торговли приходится 225 тыс. организаций-посредников). При этом значительная часть товаров теряет качество и становится опасной в процессе их обращения на потребительском рынке из-за несоблюдения условий хранения, транспортирования и реализации товаров.
Как видно, применяемые у нас формы государственного регулирования не являются эффективным барьером для недоброкачественной продукции.
Следует отметить, что при выдаче лицензии предприятиям- изготовителям не используются современные методы оценки производства — сертификация производства на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 или широко применяемая за рубежом для пищевых производств система ХАССП. Указанные методы обеспечивают значительную уверенность в способности предприятия выпускать качественную и безопасную продукцию.
Формы защиты потребительского рынка
- Допуск к производству на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию. Формы реализации — внедрение на предприятии систем качества, для предприятий пищевой продукции — внедрение систем ХАССП.
- Предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции. Реализовать данную форму защиты потребительского рынка можно следующими методами:
■ обязательное подтверждение соответствия с маркированием знаком допуска на рынок (для опасной продукции). Способы обязательного подтверждения соответствия должны сближаться с принятыми в международной практике и отвечать требованиям ВТО. Для малоопасной продукции должно применяться декларирование безопасности изготовителем;
■ добровольная сертификация для подтверждения соответствия продукции заявленному качеству осуществляется по желанию заявителей;
• идентификация и учет движения документации и товаров в сфере обращения с их защитой, в том числе с использованием голографических марок;
■ разработка и принятие технических регламентов на продукцию с целью формирования нормативной базы, технического регулирования и устранения технических барьеров в торговле.