ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЗАЩИТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОТ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ

Результаты социологического исследования рынка и отношения россиян к его регулированию, проведенного в октябре 2000 г. независи­мым фондом «Центр политических технологий» совместно с Всероссий­ским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Тор­гово-промышленной палаты РФ, показали, что 67 % опрошенных все чаще сталкиваются с некачественными, опасными и фальсифицирован­ными товарами.

В 2002 г. по заказу Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности Ассоциации фармацевтических производителей Америки и союза потребителей России две независимые американские компании впервые в истории нашей страны провели опрос жителей Москвы с це­лью выявления их отношения к некачественным и фальсифицированным товарам и брендам. 93 % респондентов признали, что неоднократно сталкивались с подделками, причем 50,5 % опрошенных встречали под­дельную одежду и обувь, 47 % — фальсифицированные алкогольные на­питки, 46 % — продукты питания, 37 % — пиратские аудио- и видеозапи­си, 31 % — фальшивые лекарства.

Картина неутешительна. В наведении порядка на потребительском рынке объективно заинтересованы и изготовители, и потребители. Од­нако главным заинтересованным лицом должно быть государство. Именно на потребительском рынке основная масса населения, сталки­вающаяся с обманом, вольно или невольно делает вывод о неспособно­сти или нежелании государства защищать его. Из-за фальсификации продукции и значительного объема товаров, находящихся в «теневом» обращении, государство недополучает в бюджет страны миллиарды рублей. Таким образом, проблема эта не только социальная, но и эконо­мическая, да и политическая.

В Европейском Союзе (ЕС) проблема защиты рынков от недобро­качественной и фальсифицированной продукции, поставляемой из третьих стран, решается следующим образом. Была создана организаци­онная структура, куда входит Европейская комиссия, вырабатывающая директивы по безопасности, способам подтверждения соответствия и схемам контроля продукции с охватом всех этапов движения товаров от производителя до потребителя. Подготовку проектов директив диффе­ренцированно по видам продукции в зависимости от потенциальной опасности, степени риска для потребителей и на основе изучения стати­стических данных о ее использовании и эксплуатации осуществляют высококвалифицированные эксперты, работающие на постоянной осно­ве в специально созданных комитетах. Кроме того, большое внимание уделяется предупредительным мерам, снижающим риск поступления на рынок недоброкачественной продукции.

Важным элементом защиты потребительского рынка от фальсифи­цированной и контрафактной продукции являются также создаваемые за рубежом с использованием технологии штрихового кодирования ин­формационные системы идентификации учета производства и оборота товаров, а также различные виды и способы маркирования продукции.

На основании изложенного можно сделать вывод, что за рубежом для защиты потребительского рынка создаются мощные организацион­ные структуры с высоким научно-техническим потенциалом. Их главная цель — формирование эффективных механизмов защиты рынка от недоб­рокачественной продукции.

Каков же механизм защиты потребительского рынка у нас?

В России действуют основные формы государственного регулиро­вания рынка, которые хотя и соответствуют формам, принятым в миро­вом сообществе, но необходимого результата не дают.

Среди основных причин появления на рынке недоброкачественной и фальсифицированной продукции можно отметить следующие:

■              производство и реализацию товаров и услуг осуществляют хо­зяйственные субъекты, не имеющие соответствующих условий для обеспечения их качества и безопасности;

■              в сферу производства и обращения проникло большое число недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлече­ние прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров и услуг. Вызвано это слабым правоприменением законодательства в области ответственности за качество и безопасность постав­ляемого товара, поэтому предприятия-поставщики недоброка­чественного товара чувствуют себя вольготно и безнаказанно на рынке;

■               в торговую сеть поступает большой объем товаров, не прохо­дивших или не прошедших сертификацию (прилагаются фаль­шивые сертификаты);

* торговая сеть принимает на реализацию фальсифицированную и опасную продукцию;

■               появилось большое количество организаций-посредников (на 125 тыс. организаций розничной торговли приходится 225 тыс. организаций-посредников). При этом значительная часть това­ров теряет качество и становится опасной в процессе их обра­щения на потребительском рынке из-за несоблюдения условий хранения, транспортирования и реализации товаров.

Как видно, применяемые у нас формы государственного регулиро­вания не являются эффективным барьером для недоброкачественной продукции.

Следует отметить, что при выдаче лицензии предприятиям- изготовителям не используются современные методы оценки производ­ства — сертификация производства на соответствие требованиям стан­дартов ИСО серии 9000 или широко применяемая за рубежом для пище­вых производств система ХАССП. Указанные методы обеспечивают значительную уверенность в способности предприятия выпускать каче­ственную и безопасную продукцию.

Формы защиты потребительского рынка

  1. Допуск к производству на основе проверки способности орга­низации производить доброкачественную продукцию. Формы реализации — внедрение на предприятии систем качества, для предприятий пищевой продукции — внедрение систем ХАССП.
  2. Предотвращение и профилактика попадания на рынок недобро­качественной продукции. Реализовать данную форму защиты потребительского рынка можно следующими методами:

■ обязательное подтверждение соответствия с маркиро­ванием знаком допуска на рынок (для опасной продук­ции). Способы обязательного подтверждения соответ­ствия должны сближаться с принятыми в международ­ной практике и отвечать требованиям ВТО. Для мало­опасной продукции должно применяться декларирова­ние безопасности изготовителем;

■            добровольная сертификация для подтверждения соот­ветствия продукции заявленному качеству осуществ­ляется по желанию заявителей;

• идентификация и учет движения документации и това­ров в сфере обращения с их защитой, в том числе с ис­пользованием голографических марок;

■            разработка и принятие технических регламентов на продукцию с целью формирования нормативной базы, технического регулирования и устранения техниче­ских барьеров в торговле.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h