ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЗАЩИТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОТ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ

Результаты социологического исследования рынка и отношения россиян к его регулированию, проведенного в октябре 2000 г. независи­мым фондом «Центр политических технологий» совместно с Всероссий­ским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Тор­гово-промышленной палаты РФ, показали, что 67 % опрошенных все чаще сталкиваются с некачественными, опасными и фальсифицирован­ными товарами.

В 2002 г. по заказу Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности Ассоциации фармацевтических производителей Америки и союза потребителей России две независимые американские компании впервые в истории нашей страны провели опрос жителей Москвы с це­лью выявления их отношения к некачественным и фальсифицированным товарам и брендам. 93 % респондентов признали, что неоднократно сталкивались с подделками, причем 50,5 % опрошенных встречали под­дельную одежду и обувь, 47 % — фальсифицированные алкогольные на­питки, 46 % — продукты питания, 37 % — пиратские аудио- и видеозапи­си, 31 % — фальшивые лекарства.

Картина неутешительна. В наведении порядка на потребительском рынке объективно заинтересованы и изготовители, и потребители. Од­нако главным заинтересованным лицом должно быть государство. Именно на потребительском рынке основная масса населения, сталки­вающаяся с обманом, вольно или невольно делает вывод о неспособно­сти или нежелании государства защищать его. Из-за фальсификации продукции и значительного объема товаров, находящихся в «теневом» обращении, государство недополучает в бюджет страны миллиарды рублей. Таким образом, проблема эта не только социальная, но и эконо­мическая, да и политическая.

В Европейском Союзе (ЕС) проблема защиты рынков от недобро­качественной и фальсифицированной продукции, поставляемой из третьих стран, решается следующим образом. Была создана организаци­онная структура, куда входит Европейская комиссия, вырабатывающая директивы по безопасности, способам подтверждения соответствия и схемам контроля продукции с охватом всех этапов движения товаров от производителя до потребителя. Подготовку проектов директив диффе­ренцированно по видам продукции в зависимости от потенциальной опасности, степени риска для потребителей и на основе изучения стати­стических данных о ее использовании и эксплуатации осуществляют высококвалифицированные эксперты, работающие на постоянной осно­ве в специально созданных комитетах. Кроме того, большое внимание уделяется предупредительным мерам, снижающим риск поступления на рынок недоброкачественной продукции.

Важным элементом защиты потребительского рынка от фальсифи­цированной и контрафактной продукции являются также создаваемые за рубежом с использованием технологии штрихового кодирования ин­формационные системы идентификации учета производства и оборота товаров, а также различные виды и способы маркирования продукции.

На основании изложенного можно сделать вывод, что за рубежом для защиты потребительского рынка создаются мощные организацион­ные структуры с высоким научно-техническим потенциалом. Их главная цель — формирование эффективных механизмов защиты рынка от недоб­рокачественной продукции.

Каков же механизм защиты потребительского рынка у нас?

В России действуют основные формы государственного регулиро­вания рынка, которые хотя и соответствуют формам, принятым в миро­вом сообществе, но необходимого результата не дают.

Среди основных причин появления на рынке недоброкачественной и фальсифицированной продукции можно отметить следующие:

■              производство и реализацию товаров и услуг осуществляют хо­зяйственные субъекты, не имеющие соответствующих условий для обеспечения их качества и безопасности;

■              в сферу производства и обращения проникло большое число недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлече­ние прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров и услуг. Вызвано это слабым правоприменением законодательства в области ответственности за качество и безопасность постав­ляемого товара, поэтому предприятия-поставщики недоброка­чественного товара чувствуют себя вольготно и безнаказанно на рынке;

■               в торговую сеть поступает большой объем товаров, не прохо­дивших или не прошедших сертификацию (прилагаются фаль­шивые сертификаты);

* торговая сеть принимает на реализацию фальсифицированную и опасную продукцию;

■               появилось большое количество организаций-посредников (на 125 тыс. организаций розничной торговли приходится 225 тыс. организаций-посредников). При этом значительная часть това­ров теряет качество и становится опасной в процессе их обра­щения на потребительском рынке из-за несоблюдения условий хранения, транспортирования и реализации товаров.

Как видно, применяемые у нас формы государственного регулиро­вания не являются эффективным барьером для недоброкачественной продукции.

Следует отметить, что при выдаче лицензии предприятиям- изготовителям не используются современные методы оценки производ­ства — сертификация производства на соответствие требованиям стан­дартов ИСО серии 9000 или широко применяемая за рубежом для пище­вых производств система ХАССП. Указанные методы обеспечивают значительную уверенность в способности предприятия выпускать каче­ственную и безопасную продукцию.

Формы защиты потребительского рынка

  1. Допуск к производству на основе проверки способности орга­низации производить доброкачественную продукцию. Формы реализации — внедрение на предприятии систем качества, для предприятий пищевой продукции — внедрение систем ХАССП.
  2. Предотвращение и профилактика попадания на рынок недобро­качественной продукции. Реализовать данную форму защиты потребительского рынка можно следующими методами:

■ обязательное подтверждение соответствия с маркиро­ванием знаком допуска на рынок (для опасной продук­ции). Способы обязательного подтверждения соответ­ствия должны сближаться с принятыми в международ­ной практике и отвечать требованиям ВТО. Для мало­опасной продукции должно применяться декларирова­ние безопасности изготовителем;

■            добровольная сертификация для подтверждения соот­ветствия продукции заявленному качеству осуществ­ляется по желанию заявителей;

• идентификация и учет движения документации и това­ров в сфере обращения с их защитой, в том числе с ис­пользованием голографических марок;

■            разработка и принятие технических регламентов на продукцию с целью формирования нормативной базы, технического регулирования и устранения техниче­ских барьеров в торговле.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector