ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ИРКУТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ивенина В.К.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В текущем году кафедра экономической и социальной географии Иркутского университета отмечает 85-летие, начав путь с 1920 года (два года спустя после открытия университета), когда под руководством К.Н. Миротворцева была создана кафедра экономической географии и стати­стики, (в 1948 году она переименована в кафедру экономической, а в 1995 году — в кафедру эко­номической и социальной географии). Руководили кафедрой последовательно: доцент К.Н. Миро­творцев, профессор В.А. Кротов, доцент Г.А. Сацюк, доцент В.М. Бояркин, доцент В.И. Быков, профессор В.П. Шоцкий и с 1988 года — профессор В.К. Ивенина

Сотрудники кафедры всех поколений разрабатывали учебные, научные, методические проблемы, связанные с подготовкой специалистов для народного хозяйства страны, продолжате­лей развития экономико-географической науки. В современный период — период коренных соци­ально-экономических преобразований, в условиях становления рыночных отношений в России, потребность в экономических и социальных знаниях стала особенно осгро ощущаться. Усиление экономико-географической подготовки молодых специалистов осознано на всех уровнях. Так, УМО по экономико-географическим наукам приняло решение (подготовлены государственные стандарты и учебные планы) на открытие в университетах специальности «Экономическая и соци­альная география». Перед региональными университетами стоит задача принятия согласованных решений на местах по внедрению этого проекта в жизнь. Сложно будет, видимо, решать эту про­блему, т.к. из-за финансовых затруднений, сокращения штатов на нашем географическом факуль­тете в 2000 году были устранены все специализации в рамках специальности «География», в т.ч. и по экономической и социальной географии, что в нынешних условиях вряд ли оправдано. Эконо­мико-географическая ориентация будущих специалистов в настоящем продолжается в рамках спе­циальности чтением отдельных курсов в усеченном варианте (региональный компонент, курсы по выбору).

Последнее десятилетие кафедра работала по нескольким образовательным стандартам, не­скольким учебным планам: было снято до десяти ранее читаемых курсов и почти столько же вве­дено новых. Новые дисциплины были ориентированы на усиление экономической и экономико- географической подготовки, связанной с концепцией регионализации образования (региональная экономика, основы регионоведения, социально-экономические проблемы региона, региональный менеджмент, краеведение, «Налоговая система и налоговая политика», «Политический маркетинг» и т.п.).

За годы работы кафедры подготовлено до тысячи экономико-географов, которые сегодня трудятся во многих структурах: в академических институтах, вузах, банках, таможне, страховых компаниях, в коммерческих, центре занятости, статуправлении, областной администрации, мэри­ях, казначействах, школах, лицеях, учреждениях дополнительного образования, турфирмах и пр.). Качество их подготовки (по заключению ГАК и организаций) достаточно высокое. Тесный кон­такт на протяжении всех лет работы кафедры с академическими институтами (в настоящем более половины ее сотрудников — ведущие ученые Института географии СО РАН) позволяет вести под­готовку специалистов в условиях, приближенных к исследовательской деятельности, на достаточ­но высоком общенаучном и методическом уровне. Однако, несмотря на профессиональную готов­ность к деятельности, адаптация выпускников в последние годы на рынке труда снизилась. Мы считаем, что это противоречие заложено в самой системе подготовки кадров. В государственных образовательных стандартах последнего поколения и учебных планах специальности «География» (012500) сильна профессиональная составляющая, а на формирование личностных качеств спе­циалиста (таких, как мобильность, конкурентоспособность, коммуникативная компетентность, важных для сегодняшнего ранка) уделено мало внимания. Более того, в стандартах последнего поколения (2000 г.) снята, ранее имевшая место, квалификация «Преподаватель», которая давала возможность большей мобильности в выборе варианта деятельности. Закрытие приема на заочное обучение в эти же годы осложнило вопросы профессионального совершенствования и трудоуст­ройства молодежи, работающей по специальности.

Для разрешения имеющихся противоречий, заложенных в стандарте специальности, нами проведено исследование (совместно с кафедрой педагогики и гуманитарных технолог ий ИГУ) на предмет адаптации молодых специалистов и соответствия личностной подготовки требованиям современной практики. Результаты исследования нацелили на корректировку учебных планов, в отдельные годы были введены курсы: «Социология и психология управления», «Деловое обще­ние», «Управление персоналом», «Коммуникативная культура личности», «Этика деловых отно­шений с иностранными партнерами» и др., позволившие получить позитивные сдвиги в формиро­вании и развитии личностных качеств выпускников.

Главной трудностью подготовки специалиста в переходный период явилась, естественно, проблема разработки содержательной стороны предметной области знаний. В условиях разбалан- сированности хозяйственно- управленческого механизма страны, становления рыночных отноше­ний, внедрения новых форм территориальной организации производства, разрушения отраслевых, экономических, территориальных и иных типов и видов связей традиционной классической эко­номической и социальной географии, потребовалось глубокое переосмысление теоретических по­зиций, понятийного аппарата, критического анализа накопленных ранее знаний, наработка кон­кретного материала, т.е., по сути, шло освоение новой экономико-социально-политической гео­графии. Дефицит литературы, противоречивость информации, отсутствие достоверного банка данных как отраслевого, так и регионального плана явились сложными моментами в переосмыс­лении ранее изучаемых и освоении новых учебных дисциплин, потребовали огромных затрат вре­мени как сотрудников, так и студентов на их разработку и освоение (в противовес учебным дис­циплинам других областей знаний).

Для своего разрешения эта проблема требовала оперативного повышения квалификации преподавателей кафедры, но это оказалось затруднительным в силу перехода централизованных образовательных структур (ИГ1К, ФПК) на коммерческую основу и отсутствия финансирования на местах.

Несмотря на имевшие место трудности в работе кафедры этого переходного периода, ос­новными принципами развития и обновления экономико-географической и социальной подготов­ки специалистов явились фундаментальность и качество образования, дифференциация и индиви­дуализация процесса обучения, осмысление и внедрение инновационных идей, сохранение педа­гогических традиций, стимулирование новаторского поиска, совершенствование педагогического мастерства, т.е. шел процесс модернизации всей системы научно-методических, психолого- педагогических и организационных подходов в вузовской деятельности. Становление и развитие глобального информационного процесса способствовало внедрению новых информационных тех­нологий в практику образования, позволяющих не только оперативно получить знания, но и осво­ить принципы и методы деятельности.

Методологическим основанием деятельности кафедры был и остается системный, лично- стно-ориентированный и гуманистический подходы к построению содержания и организации об­разовательного процесса, а также претворение в жизнь концепции непрерывного педагогического образования. Последнему направлению кафедра всегда уделяла большое внимание и сформирова­ла достаточно стройную систему профориентационной деятельности, охватывающей такие ее на­правления и формы, как профессиональную пропаганду, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональную подготовку специалиста, изучение и контроль за адаптацией молодого специалиста к реальной трудовой деятельности. Отслеживание этого процесса позволяло своевременно вносить коррективы и совершенствовать работу.

Д&аьнейшая работа кафедры будет строиться на основе нормативных и правовых докумен­тов, определяющих направление модернизации российского образования: национальной доктрины образования, федеральной программы развития образования и концепции модернизации россий­ского образования на период до 2010 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector