ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Монжиевская В.В.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Главная цель профессионального географического образования — подготовка студента к будущей деятельности. Однако, как показала практика последних лет, успешность деятельности специалиста любой профессиональной сферы зависит не только от уровня его профессиональной подготовки, но и сформированности личностных качеств.

Последнее десятилетие было особенно сложным в трудоустройстве выпускников вуза. Изучение процесса адаптации экономико-географов на рынке труда (школы, лицеи, турфирмы, страховые компании, таможня, банки, налоговые инспекции и пр.) в течение ряда лет позволило выявить, что значительная доля молодых специалистов (83%), имея достаточно хорошую профес­сиональную подготовку, в то же время не имеют знаний, необходимых для работы в коллективах, слабо ориентируются в партнере (32 %); регуляции своего психического состояния (74 %); выходе из конфликтов и их предупреждении (68 %); в организации и проведении бесед (60%), слабо раз­бираются в этикетных ситуациях (40 %) и пр.

Из оценки молодых специалистов следовало, что профессионализм, как совокупность профессиональных знаний, профессиональных умений, позитивного отношения к профессии, не всегда является достаточным, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда.

Причина выявленных противоречий, на наш взгляд, заложена в самой системе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности. Осознание этого привело к тому, что в про- фессиограммы специалистов некоторых областей знаний (образовательные стандарты последнего поколения)) был заложен перечень важнейших личностных качеств, позволяющих до некоторой степени разрешить это противоречие.

Анализ образовательных стандартов (ГОС) по специальности «География» и специально­сти «Экономическая и социальная география» (утвержденной УМО по экономико-географическим наукам в последние годы), свидетельствует, что при подготовке специалиста (географа и экономи- ко-географа) главное внимание продолжает уделяться профессиональной компоненте, и незначи­тельное — приоритету личности.

На наш взгляд, второй аспект следует усилить, в стандарты заложить требования к буду­щим специалистам по знанию, умениям и владению приемами психодиагностики и психической саморегуляции, нормами психологии делового общения; владения на профессиональном уровне всеми видами речевой деятельности, коммуникативными средствами общения; представлениями о социальных общностях, этике бизнеса и управления, этике специалиста и т.п.

Проведенные нами наблюдения за процессом трудоустройства, производственной дея­тельностью молодых специалистов, беседы с ними, анализ социологических и других материалов, позволили сделать вывод, что в условиях формирующегося рынка России и ее отдельных регио­нов изначальным является такое качество, как мобильность, адаптация и самореализация личности в измененных условиях жизнедеятельности. Это качество важно с позиций динамических измене­ний как внутри профессиональной деятельности, так и внешних на нее влияний и связано с опера­тивным поиском своего места, своей «ниши» в избранной ранее или иной (смежной) сфере дея­тельности.

Важнейшим качеством современного специалиста является его конкурентоспособность. Исследования, проведенные в нашей стране учеными разных регионов, доказали, что конкуренто­способность в общей системе личностных качеств выступает как интегральное качество, вклю­чающее в себя четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, способность быть лидером, независимость, творческое отношение к делу, непрерывный профессиональный рост, способность к риску, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, направленность на вы­сокую результативность труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector