АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ


Я И. Святкина

Недавно в средствах массовой информации прошла программа «Осторожно, еда!» и более всего этот призыв можно отнести к на­питкам. Поскольку напитки, особенно в летнее время потребляют­ся в больших количествах, особенно детьми и молодежью и, ко­нечно, мало кто из потребителей обращает внимание на состав, ес­ли он присутствует на этикетке. Но даже если он представлен, все­гда ли содержимое соответствует заявленному составу? Только на­туральные напитки обладают определенной питательной ценно­стью, а такие, к сожалению, редко встретишь в продаже. Всему ви­ной новые «технологии» получения напитков с использованием целого набора химических соединений, идентичных нату ральным, и стремление получить прибыль любой ценой, даже ценой здоро­вья потребителя. В априоре, государство должно обеспечивать хотя бы безопасность в полном объеме, но, к сожалению, на данный момент и это не всегда получается.

Со времени разработки и принятия основного нормативного документа на напитки ГОСТ 28188-89 произошли существенные изменения ассортимента безалкогольных напитков, представлен­ных на отечественном рынке, в первую очередь за счет увеличения доли низкокалорийных напитков, в которых сахар заменен различ­ными подсластителями. Кроме подсластителей в рецептуру таких напитков входят консерванты, ароматизаторы, красители, вита­минные добавки, органические кислоты, кофеин. Большая часть компонентов в рецепту ре — органические вещества синтетического происхождения. Представляется интересным остановиться на ис­тории появления столь популярных среди молодежи энергетиче­ских напитков. Впервые мир о так называемых энергетических без­алкогольных напитках узнал в 1987 г., когда предприимчивый ав­стриец, ныне миллиардер Дитер Матешиц, основавший компанию «Red Bull GmbH», «выбросил» на рынок «энергетик» Red Bull En­ergy Drink. В России подобные напитки появились в середине 90-х гг., а уже в 2002 г. их было продано около 3,5 млн л. Между тем мало кто знает, что представляют собой эти напитки на самом деле,

Полезны они или нет. Однако потребление их продолжает расти небывалыми темпами, и в 2005 г. потребление энерготоников в нашей стране превысило 6.0 млн л, чему способствует появление на рынке все новых и новых компаний. Так, наряду с признанными производителями, такими как «Ред Булл», «ПепсиКо Холдинг», «Кока-кола», на российском рынке укрепили свои позиции отече­ственные фирмы «Хэппилэнд», «Ост-Аква», «Балтика» и другие, а общее количество брендов энергетических напитков приблизилось к сотне! Особенно рьяно тонус-напитки продвигаются тренажер­ными залами, фитнес-центрами, а вкупе с алкоголем — барами, дис­котеками, ночными клубами. Между тем мало кто знает, что пред­ставляют собой эти напитки, полезны они или нет, их достоинства и недостатки. ГОСТ Р 52409-2005 «Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения» (введен и действие 01.01.2007) расшифровывает понятие «безалкогольные нипитки» следующим образом: это «…напитки, содержащие физио­логически ценные, безопасные для здоровья, имеющие точные фи- жко-химические характеристики ингредиенты, свойства которых определены и научно обоснованы». Как видим, в нормативном до­кументе нет ни слова об энергетических либо тонизирующих на­питках. Это означает, что данная продукция не оформлена законо­дательно, не внесена должным образом в государственный реестр, не все напитки имеют соответствующие коды ОКП. Следователь­но. такую продукцию трудно идентифицировать, сложно проверить ее качество и значит, нельзя продавать. Согласно информации на упаковках, энерготоники содержат такие хорошо знакомые меди­кам ингредиенты, как стимулятор кофеин, аминокислота таурин, тиамины группы В и С, инозит (разновидность спирта), вытяжки hi |уараны и женьшеня, а также другие биологически активные компоненты. Не с лучшей стороны зарекомендовали себя произво­дители энергетических напитков, которые, вопреки рекомендациям (нчхийских ученых, выпускают продукцию в упаковках по 500 мл — и Adrenaline Rush» и 1 л — «Flash». Поскольку в первом содержится, как минимум, суточная доза кофеина, во втором — вообще небезопас­ная для потребителя порция (216-264 мг (!) при норме 150 мг в сутки).

Также потребителям надо учитывать, что кофеин кофеину — рознь! Синтетический кофеин, добавленный в энергетические на- питки и в растворимый кофе, или, к примеру, чайный кофеин, по-разному воздействуют на человека. Установлено, что в процессе переработки чайного листа кофеин вступает в реакцию с танином, образуется комплекс — таннат кофеина, который обладает более мягким действием. Кофеин чая обладает еще одним замечательным свойством: он не задерживается, не накапливается в организме че­ловека, что исключает опасность отравления кофеином даже при частом употреблении чая. В последнее время в продаже можно встретить бутилированные чаи, это хорошая альтернатива синтети­ческим напиткам.

Очевидно, рабочим группам, которые ведут разработку проек­тов технических регламентов в сфере пищевой продукции, необхо­димо закрепить в документах требования к составу готовой про­дукции, к сырью, таре, ее упаковке и хранению, а также к досто­верности информации для потребителей. В Программу разработки национальных стандартов на 2007 г. были включены: ГОСТ Р «На­питки безалкогольные с использованием специальных тонизиру­ющих компонентов. Общие технические условия» и ГОСТ Р «На­питки слабоалкогольные с использованием специальных тонизи­рующих компонентов. Общие технические условия». Будем наде­яться. что в ближайшее время они будут действующими и защитят потребителя от «опасных фантазий» изготовителя. По неизвестным причинам задерживается введение уже принятого ГОСТ Р 52700- 2006 «Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector