Экономика и управление на предприятии

.

 

В течение последних десятилетий  мировая управленческая наука переживает настоящий бум. Теперь к этому процессу пытается присоединиться и наше государство.

В прошлом веке в России произошли две революции: в 1917 году и в 1992-1993 годах. Причем обе произошли с чудовищным унижением и потерями национальной интеллигенции и возвеличиванием низменных, темных сил и слоев общества. И та, и другая революции ставили задачу изменения формы собственности. Сначала меняли частную собственность на государственную, а затем – наоборот. Но ни в первый, ни во второй раз не учитывалось, что результаты труда и эффективность хозяйствования зависят прежде всего не от формы собственности, а от качества организации этого труда и от  системы управления производством.

Ряд видных западных экономистов (среди которых Джон К. Гелбрейт) совершенно обоснованно полагают, что уровень эффективности производства определяется не формой собственности, а типом организации и управления хозяйствующими субъектами.

«Мое богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею» (Карлиль).

Сегодня во всех сферах нашей жизни  тре­бу­ется пре­ж­де все­го сме­на па­ра­диг­мы управ­лен­че­ско­го мыш­ле­ния, прин­ци­пи­аль­но­е из­ме­не­ние сис­те­мы мо­ти­ва­ции и от­но­ше­ний ме­ж­ду хозяйствующими субъ­ек­та­ми, ме­ж­ду ор­га­ни­за­ция­ми раз­лич­ных форм собственности и различной функ­цио­наль­ной спе­циа­ли­за­ции и, что, на­вер­ное, са­мое важ­ное, — ме­ж­ду самими людь­ми.

 Теперь мы все с вами об­ре­че­ны на са­мо­стоя­тель­ное це­ле­по­ла­га­ние на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве (например, открывать свое собственное дело или оставаться наемным работником), на доб­ро­воль­ное взя­тие или не взятие на се­бя со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти и на реа­ли­за­цию ос­нов­ной функ­ции вы­жи­ва­ния в условиях изменяющейся среды —  функции самоорганизаци, саморазвития  и адаптации. Отсюда со всей необходимостью  и неизбежностью встает острейший вопрос не только подготовки профессиональных менеджеров, но и формирования менеджерского мышления  у всех занятых как в сфере производства и распределения, так и в непроизводственной сфере.

В сущности речь идет о том, что должны меняться мышление руководителей,  их установки, сам подход к пониманию происходящих процессов, к оценке их влияния на общее состояние и результаты деятельности организации.

Однако не все так просто. Экономические, а главное — социальные результаты российских реформ по либерально-монетаристской модели оказались в целом негативными, а в некоторых отношениях и катастрофическими: небывалый спад производства, резкое снижение реальных доходов подавляющей части населения, потеря управляемости хозяйством и социальными процессами. Достижения рыночной экономики в России наполняют карманы только богатых. В стране уже начались процессы, о которых предупреждали специалисты:  страшна не бедность, если она преодолима в течение нескольких лет. Страшна затяжная бедность работающего населения. Она приводит к деградации вначале нации, а потом и страны.

 А как показывает мировой опыт, чем больше страна отстает в экономическом и социальном развитии, тем выше роль прямого государственного административного управления, что отчетливо видно в современной России. И вовсе не случайно наиболее популярной в последнее время стала идея усиления регулирующей функции государства. На ней сходятся как представители «партии власти», так и их оппоненты из левой оппозиции.

И тем не менее, переход к эффективному управлению на новых принципах не только возможен, но и  необходим как  главное условие и главное средство обеспечения устойчивого экономического роста. Можно сказать, что Россия сегодня стоит на пороге  революции менеджеров. Сейчас их решения влияют на нашу жизнь больше, чем чьи-либо другие. В перспективе у нас должна сформироваться особая социальная группа профессиональных управляющих современного рыночного толка, имеющая собственный этический кодекс поведения в бизнесе, и ориентирующаяся на культурные традиции, основанные как на передовом зарубежном опыте, так и на чисто российском подходе к этой проблеме.

Уже общепризнанно, что подавляющее большинство предприятий-банкротов  потерпело неудачу именно из-за ошибок (не считая сознательного криминала) в управлении. Отставание отечественной практики менеджмента от мирового уровня, а также достижений науки и образования в этой области, сейчас особенно заметно.

 Считается, что в переподготовке и дополнительном обучении в области менеджмента нуждаются сегодня в России более 4 миллионов человек.

Удовлетворение потребности в менеджменте, как в об­ще­ст­венном ин­сти­ту­те и в ме­нед­же­рах, как в фи­зи­че­ских ли­цах,  все в боль­шей сте­пе­ни ста­но­вит­ся функ­ци­ей про­фес­сио­наль­ной сис­те­мы ком­плекс­ной и, пре­ж­де все­го, уни­вер­си­тет­ской под­го­тов­ки и переподготовки кад­ров. И вовсе не случайно базовыми образовательными учреждениями для реализации крупномасштабной и многолетней общероссийской программы переподготовки управленческих кадров выбраны, прежде всего университеты, в том числе и наш, Кемеровский государственный.

Уместно вспомнить, что первая школа менеджмента  была основана при  Пенсильванском университете в 1881 году.

По оценкам специалистов, в России катастрофически не хватает подготовленных менеджеров. Конечно, есть отдельные выдающиеся личности, которые адекватно воспринимают происходящие перемены и используют самые передовые технологии менеджмента. Но в целом ситуация выглядит, конечно, удручающе.

Дисциплина «Менеджмент» предусмотрена Государственным образовательным Стандартом по специальностям 060800 – «Экономика и управление на предприятии» и 061500 – «Маркетинг».  Подготовка по первой специальности дает квалификацию экономист-менеджер. Поэтому Стандарт относит дисциплину «Менеджмент» к общепрофессиональным и требует подготовить выпускника к такой профессиональной деятельности, которая обеспечивала бы рациональное управление  экономикой, производственным и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм. Иными словами наши выпускники должны быть подготовлены к  профессиональной организационно-управленческой деятельности. Как менеджеры, выпускники должны уметь организовывать производственные и социальные процессы, разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положения о предприятиях и организациях и их структурных подразделениях, должностные инструкции и так далее, и так далее.

Сама по себе категория «менеджмент» чрезвычайно широка. Это и экономика и  социология и психология и многое, многое другое. Естественно, что она является междисциплинарной и опирается на  результаты исследований во многих отраслях знаний. К  «менеджерским» дисциплинам  учебного плана  специальности «экономика и управление на предприятии» относятся социология, деловая этика, все экономические дисциплины, маркетинг, организация производства, документирование, коммуникационный менеджмент, мотивация и стимулирование труда, логистика, организация личного труда руководителя и т.п.

Настоящая программа является авторской, но на основе Госстандарта.

Ссылка на основную публикацию