КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

.

 

Последние значимые события, происходящие в мире, такие как нестабильность цен на нефть, региональные, государственные и мировые энергетические кризисы, а в некоторых случаях и прямое силовое вмешательство во внутренние дела стран-экспортёров нефти мировых лидеров, достаточно ясно подтверждают  повышение актуальности и значимости проблем, возникших на мировом энергетическом рынке. Понятно, что та страна, которая будет иметь реальный  доступ к распределению и перераспределению ТЭР (мы специально не говорим о странах производителях, которые используются как сырьевые придатки мировых лидеров) обеспечит своим гражданам нормальную жизнь и высокие конкурентные позиции страны  в будущем.

В соответствии с вышеизложенным, на мировом энергетическом рынке идёт явная конкурентная борьба за сферы влияния в данной области. Ни одно государство не может находиться  вне этой борьбы (прямо или косвенно), тем  более не иметь своей энергетической политики (доктрины, концепции). Любая энергетическая политика, даже агрессивная (захватническая в  прямом смысле слова), не может обходиться без экономии – энергосбережения, так как любой топливно-энергетический ресурс в мире  ограничен, и к  тому же любая технология имеет свои потери.

В этой связи  каждая страна должна также иметь свою программу (стратегию) энергосбережения. Например, для России, при потреблении  около 1,5 млрд. тонн условного топлива (т.у.т.) — 30 % потери, а это реальный потенциал энергосбережения, т.е. 500 млн. т.у.т. А это добыча почти пяти Кузнецких угольных бассейнов. Громадные,  непозволительные потери, которые, если их не уменьшать, создадут преждевременные величайшие проблемы для будущих поколений.

Если рассматривать энергосбережение с экономико-политической точки  зрения, то здесь просматривается следующий ряд основных направлений:

·        сокращать нормы потребления (парадокс, но в Российской Федерации при спаде производства росло потребление в  сфере ЖКХ, т.е. регулируемое (нормируемое) распределение ТЭР, т.е. плановая экономика, социализм;

·        сокращать  производства ТЭР, но повышать цены  (политика  «избирательного» потребления), дифференцированное потребление, т.е. жёсткая рыночная политика, жёсткий капитализм;

·        снижать потери и потреблять столько ТЭР, сколько необходимо для расширенного воспроизводства (модернизация, повышение КПД, т.е. экономический рост),  политика демократического общества;

·        комбинация вышеприведённых направлений  даёт некий симбиоз действий в энергосбережении.

Конечно, могут быть и другие способы создания «резерва для нации», но это будут уже чисто политические меры, революционная реакция, которые в конечном счёте, будут проигрышны, даже для  мирового лидера.

В этом плане для безопасного  развития нашей страны, обеспечения её  энергетической  безопасности, должна быть чётко определена концепция  энергетической стратегии (энергетической безопасности). Данная политика  должна отражать направления  основных интересов Российской Федерации и её граждан в области производства, распределения и перераспределения ТЭР.

В любом случае6, энергосберегающая составляющая в энергетической политике страны будет занимать существенное место и в этой  связи достаточно остро встаёт вопрос  оценки стратегий энергосбережения, которые будут применяться в  различных масштабах, различных регионах,  в различных отраслях и в конкретных производственных процессах.

Логически представляется следующая схема системной оценки стратегий  энергосбережения:

·        выбор метода оценки (метода системного анализа);

·        выбор  критериев оценки;

·        непосредственно системная  оценка стратегий энергосбережения;

·        сравнение результата с эталоном (желаемым эффектом, состоянием объекта).

Ссылка на основную публикацию