Проблемы выбора и оценки стратегий (программ) энергосбережения в организациях бюджетной сферы и ЖКХ

.

 

Приведённые в предыдущих параграфах теоретические основы стратегического планирования и управления энергосбережением позволяют спроецировать данные положения на процесс энергопотребления и энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ, а именно, что, как и во всех сферах производственно-хозяйственного комплекса страны в бюджетной сфере и ЖКХ вопрос энергосбережения стоит очень остро. Существует ряд проблем, которые решить в короткие сроки невозможно, а в длительной перспективе они ещё более усугубят положение, если их не решать системно, в аспекте энергосбережения. К таким проблемам следует отнести:

1.     увеличение потребления тепло- и электроэнергии в бюджетной сфере и особенно ЖКХ, за счёт: ……

2.     энергоёмкие и нерациональные технологические сети тепло- и электроснабжения, которые создавались по принципу «требований текущего момента»………..

3.     отсутствие эффективных стимулов энергосбережения …………

 

Всё это требует разработки классификации стратегий энергосбережения для характерных отраслей и регионов.

Для решения проблем выбора и оценки стратегии (программы) энергосбережения в организациях бюджетной сферы и ЖКХ необходимо создание разноаспектных методик оценок внедряемых стратегий в данные сферы. Предметом оценки стратегии должны быть:

·        экономическая эффективность (эффект, прибыль, окупаемость);

·        экологическая эффективность (минимизация техногенных нагрузок);

·        социальная эффективность (эргономичность, доступность и простота при использовании для рядового гражданина, рациональная цена).

 

Выводы по главе 1.

Методология настоящего исследования построена на изучении энергосбережения как в РФ, так и за рубежом, а при использовании теоретических и практических наработок в данной сфере специалистами МИРЭК, МИРЭС, ЦЭНЭФ, АСОТЭК, а также конкретно в аспекте энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ Кемеровской области.

На основе разработанной классификации стратегий энергосбережения и процедуры выбора альтернативной стратегии (возможна комбинация локальных стратегий) с использованием предложенного метода оценки стратегии энергосбережения выбирается наиболее рациональная (эффективная) при учёте разноаспектных критериев оценок. Данный подход обосновывает применение системной оценки стратегий (программ) энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ (на примере Кемеровской области).

Изучение и анализ теоретической базы в сфере стратегий энергосбережения, позволяет сделать ряд выводов:

1.     Можно выделить следующие стратегии (классификации) энергосбережения: стратегия энергосберегающих технологий; стратегия поведения потребителя; стратегия энергосбережения в технике (инновации); стратегия энергосбережения при производстве, распределении и передаче тепло- и электроэнергии; экологические стратегии энергосбережения (снижение техногенного воздействия).

2.     Не все из этих стратегий применимы в бюджетной сфере и ЖКХ и Кемеровской области.

3.     Выбор стратегии энергосбережения должен осуществляться из ряда приемлемых (селекционных) стратегий.

4.     Для адекватной оценки стратегии необходим системный и многокритериальный подход.

5.     Ввиду актуальности и значимости данных исследований, с учётом государственных интересов, с учётом направления действия государственных программ в области энергосбережения.

6.     Проведение системной оценки стратегий энергосбережения и разработке метода по оценке в бюджетной сфере и ЖКХ определяется отсутствием методической базы в этом аспекте.

7.     Необходима рациональная корректировка существующих (действующих) программ (стратегий), т.к. условия внешней и внутренней среды на энергетическом рынке и в экономике непрерывно изменяется.

Выше перечисленное требует разработки методик оценки стратегий энергосбережения, которые рассматриваются в главе 2.

 

Ссылка на основную публикацию