СКОРОЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Среди вопросов, связанных с научной организацией труда, выделяется задача обучения специалистов таким приемам чтения, которые позволили бы им в условиях бурного роста печатной информации и при остром дефиците времени быст­ро и на должном уровне воспринимать и перерабатывать профессионально значимые сведения и быть в курсе новейших публикаций по своему профилю.

В связи с этим все большее значение приобретает овладе­ние навыками скоростного восприятия и осмысления текста, т. е. овладение методикой скорочтения, цель которой — не лю­бование языком автора, а выделение и усвоение нового знания, определение продуктивных целей и творческий поиск реше­ния какой-либо проблемы.

Согласно традиционной точке зрения, тот, кто читает бы­стро, воспринимает содержание текста лишь поверхностно, и только при медленном аналитическом чтении можно доско­нально понять читаемое. Но это не совсем верно. Как устано­вили ученые, при медленном чтении, сопровождаемом зачас­тую проговариванием вслух или шепотом, происходит много­ступенчатая обработка текстовой информации с помощью трех блоков — зрительного, речедвигательного и речеслухового, что не обеспечивает лучшего усвоения прочитанного, а только тормозит процесс чтения1. При этом воспринимаемое дробит­ся на мельчайшие оттенки смысла, впечатления множатся, не складываются в единую картину. И, наоборот, при скоростном чтении происходит быстрое, почти мгновенное осознание смысла текста, благодаря подавлению внешней артикуляции и свертыванию внутренней речи и активизации работы подсоз­нания у читателя складывается наиболее полная картина чи­таемого.

Чтобы овладеть методом скорочтения, важно осознать, по­чему мы читаем медленно, что мешает нам увеличить скорость чтения. Обычно выделяют четыре причины медленного чтения.

Первая — артикуляция при чтении. Чем меньше развит навык чтения «про себя» и чем сложнее текст, тем ярче выра­жена артикуляция. Ряд ученых высказывают даже предполо­жение, что при сверхскоростном чтении артикуляция исчезает и читающий оперирует при чтении не словами, а образами.

Вторая причина замедленного чтения — малое поле зре­ния. Под полем зрения понимается участок текста, восприни­маемый глазами при одной фиксации взгляда. Читающие бы­стро воспринимают одномоментно 5-6 слов, а читающие мед­ленно — лишь 1-2 слова.

Третья причина — регрессии при чтении, т. е. возвратные движения глаз к непонятным фразам, словам. В большинстве случаев, однако, читателю только кажется, что он не понял текст. Ведь текст — всегда избыточен, и повторы информации обеспечивают понимание. Кстати, современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты об­ладают избыточностью, которая достигает 75 %. Практически только 25 % объема несут основной смысл.

Четвертая причина замедленного чтения — это отсутствие гибкой стратегии чтения. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы. Скорость чтения должна меняться в зависимости от трудности текста, от значимости читаемого для понимания авторской концепции, новизны текста. Профессионально чи­тающий часто и гибко меняет стратегию чтения.

Итак, для повышения скорости чтения необходимо ней­трализовать артикуляцию, избавиться от регрессий, увеличить поле зрения, иметь четкую программу чтения и уметь управ­лять своим вниманием.

За последние 10-20 лет появился целый ряд учебников по скорочтению. Особого внимания заслуживает учебно-мето­дический комплекс, разработанный группой Пермских мето­дистов и рекомендованный для работы со студентами вузов и техникумов. Он включает оригинальную методику скоростно­го восприятия и осмысления текста по шкале аналитического синтеза (ШАНС). В нем также содержатся рекомендации, как задействовать подсознание при решении сложных задач. Раз- дичают 5 ступеней глубины осмысления текста. На каждой ступени ШАНС своя техника осмысления и интерпретации соответствующего аспекта текста.

Согласно ШАНС, на первой ступени внимание концентри­руют на имени автора, названии, источнике и выходных дан­ных, на фактах и на субъектах, которые представлены в тексте, на теме и на особенностях текста.

На второй ступени проводится комплексная интерпрета­ция текста, внимание концентрируется на сути проблемной ситуации и способе ее решения.

Третья ступень ШАНС — это оценочная ступень. Идет вы­деление основных, с точки зрения самого автора, и второсте­пенных проблем, главной и второстепенных идей, главных и второстепенных фактов.

Четвертая ступень ШАНС — также оценочная ступень, на­правленная на осознание своего представления о личности ав­тора, его мировоззрении.

Пятая ступень — ступень определения значимости всей той информации, которую читатель воспринял и осмыслил при скоростном чтении текста.

Каждая из ступеней ШАНС важна для формирования у чи­тающего собственного представления о тексте. Поэтому авто­ры данной методики предлагают использовать рисунок-схему ШАНС с целью систематизации считываемой и осмысляемой информации в своей профессиональной деятельности.

Суть работы с образным представлением заключается в том, что считываемая информация мысленно вносится в соот­ветствующие блоки. При ежедневной тренировке навык сис­тематизации автоматизируется и, как следствие, увеличивается объем запоминаемой информации. Кроме того, регулярное использование данной схемы при чтении литературы различ­ного характера приведет, как утверждают авторы методики, к овладению более сложными техниками скорочтения — сколь­зящей, зигзагообразной, вертикальной и фотографической.

С целью повышения эффективности чтения, в УМК вклю­чены: комплекс тестов для отслеживания динамики освоения гибкого скорочтения по ШАНС, рекомендации по оптималь­ному использованию приемов саморегуляции, а также система разнообразных увлекательных упражнений в скоростном вос­приятии и осмыслении текста, которые способствуют выра­ботке навыков и умений ориентироваться в структуре текста; ориентироваться в логике повествования; воспринимать ин­формацию блоками; определять содержание по началу текста, по концу, по заголовку; читать по алгоритмам; использовать периферическое поле зрения; сдерживать регрессию и блоки­ровать артикуляцию.

Уже на начальном этапе нашего исследования можно су­дить об эффективности выбранной нами методики скорочте­ния по ШАНС, обеспечивающей интенсификацию обучения, поскольку за короткий срок (2 месяца) у студентов были сфор­мированы основные навыки и умения скоростного чтения. Обучающиеся приобрели способность полно, точно и глубоко понимать аутентичные тексты по специальности. Опытное обучение показало, что все студенты без исключения могут значительно увеличить скорость чтения, овладев в процессе целенаправленных тренировок необходимыми для этого на­выками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector