ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОМЕОСТАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В 1994 п в средней школе N17 г. Иркутска был начат экспе­римент по теме: «Определение технологий индивидуального обучения ребенка с учетом его состояния здоровья и экологической ситуации в месте проживания». Задумывая этот эксперимент, его авторы преж­де всего хотели ответить на вопрос: насколько имманентно процесс обучения в современной общеобразовательной школе связан с ре­гистрируемым статистикой ухудшением состояния здоровья детей. Возможно ли. не превращая школу в санаторий или профилакторий, то есть без дополнительного вложения средств, в рамках общепринятых учебных программ и учебных планов, только за счет модификации методов преподавания, обеспечить не только развитие ребенка, но и его психическое и физическое здоровье?

До сих пор мало известно, насколько изменяется организм ре- бенка, его способность к усвоению учебной программы при прожива­нии в экологически неблагополучном месте. В разных антропо-эколо- гических регионах, в зависимости от ведущих экологических факто­ров и их интенсивности, у детей могут наблюдаться специфические отклонения в нервно-психических и соматических процессах, что де­лает необходимым внесение соответствующих корректив в учебно-вос- питательный процесс. Изменяется среда жизни ребенка — изменяется ребенок — должны изменяться эргономические нормы труда школьника /1/.

Для изучения этой проблемы были предприняты глубокие эксло- го-медицинские и психолого-педагогические исследования, в которых приняли участие ученые СО РАМН, ИГПУ, ИГУ. ИПКРО, учителя школы, родители учащихся.

Экологическая ситуация в Иркутске, в частности, в егс цент­ре, в котором проводился эксперимент, характеризуется условиями хронической гипоксии детского организма. Это доказывается резуль-

татами элементного анализа плазмы крови учащихся: наблюдаемой . гиперкалиемией и увеличением содержания негеминового железа. При­чины обменного ацидоза разнообразны. Более 60% беременных женщин страдает анемией, а ведь именно во внутриутробном состоянии про­исходит формирование основ центральной нервной системы, очень чувствительной к недостатку кислорода. Свинцовое загрязнение сре­ды и нитратное — продуктов питания создают фон для хронического недостатка в детском организме кислорода, от чего, безусловно, страдает его способность к обучению. Учителя с достаточным стажем работы могут подтвердить: с каждым годом, несмотря на рост их ин­дивидуального педагогического мастерства, учить становится все тяжелее и тяжелее, усвоение программ детьми затрудняется. Около 70% детей имеет минимальные мозговые дисфункции.

К сожалению, сегодня объем и интенсивность учебных программ не имеют строгого научного медико-психологического обоснования. Фактически нет серьезных исследований, отвечающих на вопрос: как необходимо изменять учебные нагрузки и технологии обучения не только в зависимости от пола и возраста ребенка, но и данных его экологического паспорта?

Новизна предпринятых нами исследований заключается в комплекс­ности медико-психолого-педагогического подхода, в преобразовании учебной среды с учетом индивидуальных, партикулярных и популяци- онных особенностей нейро-соматических и психо-эмоциональных нару­шений у детей, в разработке методик индивидуализации учебно-вос­питательного процесса в целях профилактики и компенсации пси­хосоматических отклонений у школьников, в определении особеннос­тей методов обучения детей в разных антропо-экологических райо­нах, в разработке «методологии экологической эргономики труда школьника, а также непрерывной комплексной диагностики учащихся.

Научно-теоретической основой проводимых исследований являет­ся разработанная нами концепция гомеостатического информационного пространства учебно-воспитательного процесса (см.с.4 настоящего сборника). В соответствии с этой концепцией эксперимент предпола­гал изменение таких составляющих учебного процесса, как отношения «учитель-ученик», соотношения вербально-логического и нагляд­но-образного в учебном материале, соотношения объемов физической и умственной нагрузки, использование разных каналов восприятия учебной информации в разном соотношении (прин­цип мультисенсорности), варьирование объемов домашних заданий, оптимизацию визуальной и звуковой среды учебного процесса, регули­рование степени психического и эмоционального напряжения, степени монотонии, распределения учебной информации во времени, ритмов труда и отдыха, структуры урока и т.д.

При этом неизменными оставались учебные программы, сетка учебной нагрузки, классно-урочная система обучения.

Практическая реализация предлагаемой нами гомеостатической модели поставила вопрос о необходимости переосмысления привычных для учителей ценностей, своей жизненной позиции. Прежде всего, необходимо признание того фактора, что наши знания об экологи­чески обусловленных особенностях ребенка, по-видимому, еще долгое время будут оставаться недостаточными. В этой ситуации наиболее целесообразным кажется переход с жесткой регуляции педагогическо­го процесса со стороны учительства на его регуляцию в значитель­ной степени со стороны учащихся. Функции учителя в таком личност- но-ориентированном учебном процессе заключаются прежде всего в • том. чтобы четко ограничить рамки дозволенного для школьников, исходя прежде всего из морально-нравственного императива общест­ва, а также в том, чтобы создать как можно большее поле выбора путей для самореализации личности. Сам процесс обучения становит­ся гибким, тонко реагирующим не только на состояние здоровья ре­бенка, но и на его самочувствие, настроение, фазу биологического ритма, чувствительность к неблагоприятным по геомагнитным и метео­условиям дням и т.д.. Такая тонкая настройка учебно-воспитатель­ного процесса на биологические процессы в организме ребенка осо­бенно необходима в период становления у него регуляторных меха­низмов, то есть в начальной школе.

В основе «подстраивания» учебной среды под ребенка лежит ‘ принцип обратной связи, который проверен миллиардами лет эволюции жизни на Земле. Он лежит в основе гомеостаза всех биологических объектов и биосферы в целом, в основе функционирования любой ус­тойчиво развивающейся системы — природной, технической или соци­альной. Игнорирование принципа биообратной связи неизбежно ведет к конфликтам между социумом и природой, человеком и социумом, че­ловеком и производством /1/.

В учебно-воспитательном пространстве, построенном по принци­пу биообратной связи, изменяются и требования к учителю: он дол­жен быть «открытым» для общения не только как учитель, но и как человек, должен обладать эмпатийностью, верить в положительные качества ребенка. Учитель находится не над ребенком, а рядом с ним. Возникает вопрос: насколько это значимо для здоровья школь­ника. Нами показано, что при авторитарном типе взаимоотношений между учителем и классом у учащихся снижается уровень поисковой активности, и, хотя при этом может наблюдаться даже возрастание уровня социально-психологической адаптированности ребенка, биоло­гической ценой такой адаптации является рост его тревожности, увеличение количества неврологических нарушений. Самое сильное влияние на здоровье младшего школьника наблюдалось при сочетании авторитарного типа отношений «учитель-ученик» с поддержанием дис­циплины на уроках посредством ограничения подвижности ребенка. В этом случае в течение года в 10 раз возрастало число детей с на­рушениями костно-мышечной и нервной систем.

Факт негативного воздействия на детский организм гипо- динамики общеизвестен. В связи с этим ряд школ начали~активно вводить в учебную нагрузку дополнительные часы физкультуры, ис­пользовать новые модные системы и комплексы физических упражне­ний. Здесь необходимо предостережение. Разные виды спортивных уп­ражнений неодинаково воздействуют на когнитивные процессы, межпо- лушарные взаимодействия, висцеральные функции. Велики компенсиру­ющие функции у физкультурных комплексов. Однако в зависимости от дозирования физическая нагрузка может либо усиливать процессы гипоксии тканей, либо обеспечивать тренировочный эффект /3/. Вот почему физическая нагрузка должна подбираться для ребенка индиви­дуально, учитывая его экологический паспорт. Может быть, и в этом случае целесообразно опираться на способность биологических объ­ектов к саморегуляци, предоставлять ребенку самому выбирать ха­рактер и интенсивность физических упражнений.

Удовлетворение потребности школьника в движении нео­бязательно предполагает изменение числа часов физкультуры. Необ­ходимый двигательный режим может обеспечиваться и на обычных уро­ках. Так, в экспериментальных классах учащиеся твердо знают, что на уроке нельзя затевать шумную игру, мешать товарищам. Однако ученик вправе сам решать, слушать ему учителя, сидя за партой, или лежа на ковре, или расхаживая по классу. Двигаясь, он легче усваивает учебную информацию. В классе может быть организован

спортивный уголок, занимающий мало места, со шведской стенкой, перекладиной, велотренажером. •

Максимально приближая учебный процесс к естественному для ювенильных организмов процессу познавания окружающего мира, мы опирались на генетически обусловленную активность ребенка по по­иску новой информации. Педагогический уровень дает возможность вывести эту активность на уровень сознательного регулирования нау­чения и обучения через усвоение ребенком способов деятель­ности. познание себя как организма и как личности. Это открывает и большие возможности для профилактики и компенсации целого ряда нейросоматических нарушений. На это же направлена тенденция к ин­теграции учебных дисциплин как по содержанию, так и по приемам познавательной деятельности, а также принцип перетекающего обра­зовательного пространства, который в наибольшей степени соответс­твует материальному континмуму окружающего мира и его единству. Интегративность образования снижает напряженность умственного труда учащихся за счет использования одних и тех же временных нейронных связей при изучении разных объектов и явлений действи­тельности. В основе предложенного нами принципа перетекающего учебного пространства лежит генетически запрограммированный меха­низм воздействия психологических релизеров природного происходже- ния на организм человека, а также нативные механизмы восприятия, переработки, использования и преобразования информации, единство функционирования регуляторных механизмов разных уровней в рамках индивидуального стиля саморегуляции. Таким образом, гомеостати- ческая модель предполагает моделирование процесса образования в соответствии с его природным аналогом /2/.

Каковы первые результаты реализации экологически (гомеоста- тически) направленного образовательного процесса?. Если в среднем по Иркутску за время обучения в начальной школе число детей с не­гармоничным развитием и различными заболеваниями увеличивается в 1,5-2 раза, то в экспериментальных классах за счет активизации механизмов саморегуляции удается стабилизировать уровень здоровья детей. При этом достоверны различия между учащимися контрольных и экспериментальных классов в сформированное™ регуляторных меха­низмов на когнитивном, эмоциональном, мотивационно-волевом и ком­муникативном уровнях (р<0,01).

Таким образом, уже первые результаты исследований показывают

принципиальную возможность организации такого учебно-воспитатель­ного процесса, который не приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка даже в экологически напряженных регионах. Поскольку гоме- остатированное учебное пространство направлено на активизацию процессов саморегуляции организма . ученика, вероятно, его принципы могут быть перенесены в образовательные учреждения различных антропо-экологических регионов, хотя проблема специфики экологической эргономики труда школьников в таких регионах не снимается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector