В 1994 п в средней школе N17 г. Иркутска был начат эксперимент по теме: «Определение технологий индивидуального обучения ребенка с учетом его состояния здоровья и экологической ситуации в месте проживания». Задумывая этот эксперимент, его авторы прежде всего хотели ответить на вопрос: насколько имманентно процесс обучения в современной общеобразовательной школе связан с регистрируемым статистикой ухудшением состояния здоровья детей. Возможно ли. не превращая школу в санаторий или профилакторий, то есть без дополнительного вложения средств, в рамках общепринятых учебных программ и учебных планов, только за счет модификации методов преподавания, обеспечить не только развитие ребенка, но и его психическое и физическое здоровье?
До сих пор мало известно, насколько изменяется организм ре- бенка, его способность к усвоению учебной программы при проживании в экологически неблагополучном месте. В разных антропо-эколо- гических регионах, в зависимости от ведущих экологических факторов и их интенсивности, у детей могут наблюдаться специфические отклонения в нервно-психических и соматических процессах, что делает необходимым внесение соответствующих корректив в учебно-вос- питательный процесс. Изменяется среда жизни ребенка — изменяется ребенок — должны изменяться эргономические нормы труда школьника /1/.
Для изучения этой проблемы были предприняты глубокие эксло- го-медицинские и психолого-педагогические исследования, в которых приняли участие ученые СО РАМН, ИГПУ, ИГУ. ИПКРО, учителя школы, родители учащихся.
Экологическая ситуация в Иркутске, в частности, в егс центре, в котором проводился эксперимент, характеризуется условиями хронической гипоксии детского организма. Это доказывается резуль-
татами элементного анализа плазмы крови учащихся: наблюдаемой . гиперкалиемией и увеличением содержания негеминового железа. Причины обменного ацидоза разнообразны. Более 60% беременных женщин страдает анемией, а ведь именно во внутриутробном состоянии происходит формирование основ центральной нервной системы, очень чувствительной к недостатку кислорода. Свинцовое загрязнение среды и нитратное — продуктов питания создают фон для хронического недостатка в детском организме кислорода, от чего, безусловно, страдает его способность к обучению. Учителя с достаточным стажем работы могут подтвердить: с каждым годом, несмотря на рост их индивидуального педагогического мастерства, учить становится все тяжелее и тяжелее, усвоение программ детьми затрудняется. Около 70% детей имеет минимальные мозговые дисфункции.
К сожалению, сегодня объем и интенсивность учебных программ не имеют строгого научного медико-психологического обоснования. Фактически нет серьезных исследований, отвечающих на вопрос: как необходимо изменять учебные нагрузки и технологии обучения не только в зависимости от пола и возраста ребенка, но и данных его экологического паспорта?
Новизна предпринятых нами исследований заключается в комплексности медико-психолого-педагогического подхода, в преобразовании учебной среды с учетом индивидуальных, партикулярных и популяци- онных особенностей нейро-соматических и психо-эмоциональных нарушений у детей, в разработке методик индивидуализации учебно-воспитательного процесса в целях профилактики и компенсации психосоматических отклонений у школьников, в определении особенностей методов обучения детей в разных антропо-экологических районах, в разработке «методологии экологической эргономики труда школьника, а также непрерывной комплексной диагностики учащихся.
Научно-теоретической основой проводимых исследований является разработанная нами концепция гомеостатического информационного пространства учебно-воспитательного процесса (см.с.4 настоящего сборника). В соответствии с этой концепцией эксперимент предполагал изменение таких составляющих учебного процесса, как отношения «учитель-ученик», соотношения вербально-логического и наглядно-образного в учебном материале, соотношения объемов физической и умственной нагрузки, использование разных каналов восприятия учебной информации в разном соотношении (принцип мультисенсорности), варьирование объемов домашних заданий, оптимизацию визуальной и звуковой среды учебного процесса, регулирование степени психического и эмоционального напряжения, степени монотонии, распределения учебной информации во времени, ритмов труда и отдыха, структуры урока и т.д.
При этом неизменными оставались учебные программы, сетка учебной нагрузки, классно-урочная система обучения.
Практическая реализация предлагаемой нами гомеостатической модели поставила вопрос о необходимости переосмысления привычных для учителей ценностей, своей жизненной позиции. Прежде всего, необходимо признание того фактора, что наши знания об экологически обусловленных особенностях ребенка, по-видимому, еще долгое время будут оставаться недостаточными. В этой ситуации наиболее целесообразным кажется переход с жесткой регуляции педагогического процесса со стороны учительства на его регуляцию в значительной степени со стороны учащихся. Функции учителя в таком личност- но-ориентированном учебном процессе заключаются прежде всего в • том. чтобы четко ограничить рамки дозволенного для школьников, исходя прежде всего из морально-нравственного императива общества, а также в том, чтобы создать как можно большее поле выбора путей для самореализации личности. Сам процесс обучения становится гибким, тонко реагирующим не только на состояние здоровья ребенка, но и на его самочувствие, настроение, фазу биологического ритма, чувствительность к неблагоприятным по геомагнитным и метеоусловиям дням и т.д.. Такая тонкая настройка учебно-воспитательного процесса на биологические процессы в организме ребенка особенно необходима в период становления у него регуляторных механизмов, то есть в начальной школе.
В основе «подстраивания» учебной среды под ребенка лежит ‘ принцип обратной связи, который проверен миллиардами лет эволюции жизни на Земле. Он лежит в основе гомеостаза всех биологических объектов и биосферы в целом, в основе функционирования любой устойчиво развивающейся системы — природной, технической или социальной. Игнорирование принципа биообратной связи неизбежно ведет к конфликтам между социумом и природой, человеком и социумом, человеком и производством /1/.
В учебно-воспитательном пространстве, построенном по принципу биообратной связи, изменяются и требования к учителю: он должен быть «открытым» для общения не только как учитель, но и как человек, должен обладать эмпатийностью, верить в положительные качества ребенка. Учитель находится не над ребенком, а рядом с ним. Возникает вопрос: насколько это значимо для здоровья школьника. Нами показано, что при авторитарном типе взаимоотношений между учителем и классом у учащихся снижается уровень поисковой активности, и, хотя при этом может наблюдаться даже возрастание уровня социально-психологической адаптированности ребенка, биологической ценой такой адаптации является рост его тревожности, увеличение количества неврологических нарушений. Самое сильное влияние на здоровье младшего школьника наблюдалось при сочетании авторитарного типа отношений «учитель-ученик» с поддержанием дисциплины на уроках посредством ограничения подвижности ребенка. В этом случае в течение года в 10 раз возрастало число детей с нарушениями костно-мышечной и нервной систем.
Факт негативного воздействия на детский организм гипо- динамики общеизвестен. В связи с этим ряд школ начали~активно вводить в учебную нагрузку дополнительные часы физкультуры, использовать новые модные системы и комплексы физических упражнений. Здесь необходимо предостережение. Разные виды спортивных упражнений неодинаково воздействуют на когнитивные процессы, межпо- лушарные взаимодействия, висцеральные функции. Велики компенсирующие функции у физкультурных комплексов. Однако в зависимости от дозирования физическая нагрузка может либо усиливать процессы гипоксии тканей, либо обеспечивать тренировочный эффект /3/. Вот почему физическая нагрузка должна подбираться для ребенка индивидуально, учитывая его экологический паспорт. Может быть, и в этом случае целесообразно опираться на способность биологических объектов к саморегуляци, предоставлять ребенку самому выбирать характер и интенсивность физических упражнений.
Удовлетворение потребности школьника в движении необязательно предполагает изменение числа часов физкультуры. Необходимый двигательный режим может обеспечиваться и на обычных уроках. Так, в экспериментальных классах учащиеся твердо знают, что на уроке нельзя затевать шумную игру, мешать товарищам. Однако ученик вправе сам решать, слушать ему учителя, сидя за партой, или лежа на ковре, или расхаживая по классу. Двигаясь, он легче усваивает учебную информацию. В классе может быть организован
спортивный уголок, занимающий мало места, со шведской стенкой, перекладиной, велотренажером. •
Максимально приближая учебный процесс к естественному для ювенильных организмов процессу познавания окружающего мира, мы опирались на генетически обусловленную активность ребенка по поиску новой информации. Педагогический уровень дает возможность вывести эту активность на уровень сознательного регулирования научения и обучения через усвоение ребенком способов деятельности. познание себя как организма и как личности. Это открывает и большие возможности для профилактики и компенсации целого ряда нейросоматических нарушений. На это же направлена тенденция к интеграции учебных дисциплин как по содержанию, так и по приемам познавательной деятельности, а также принцип перетекающего образовательного пространства, который в наибольшей степени соответствует материальному континмуму окружающего мира и его единству. Интегративность образования снижает напряженность умственного труда учащихся за счет использования одних и тех же временных нейронных связей при изучении разных объектов и явлений действительности. В основе предложенного нами принципа перетекающего учебного пространства лежит генетически запрограммированный механизм воздействия психологических релизеров природного происходже- ния на организм человека, а также нативные механизмы восприятия, переработки, использования и преобразования информации, единство функционирования регуляторных механизмов разных уровней в рамках индивидуального стиля саморегуляции. Таким образом, гомеостати- ческая модель предполагает моделирование процесса образования в соответствии с его природным аналогом /2/.
Каковы первые результаты реализации экологически (гомеоста- тически) направленного образовательного процесса?. Если в среднем по Иркутску за время обучения в начальной школе число детей с негармоничным развитием и различными заболеваниями увеличивается в 1,5-2 раза, то в экспериментальных классах за счет активизации механизмов саморегуляции удается стабилизировать уровень здоровья детей. При этом достоверны различия между учащимися контрольных и экспериментальных классов в сформированное™ регуляторных механизмов на когнитивном, эмоциональном, мотивационно-волевом и коммуникативном уровнях (р<0,01).
Таким образом, уже первые результаты исследований показывают
принципиальную возможность организации такого учебно-воспитательного процесса, который не приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка даже в экологически напряженных регионах. Поскольку гоме- остатированное учебное пространство направлено на активизацию процессов саморегуляции организма . ученика, вероятно, его принципы могут быть перенесены в образовательные учреждения различных антропо-экологических регионов, хотя проблема специфики экологической эргономики труда школьников в таких регионах не снимается.