Личность и подвиг святого мученика Государя Императора Николая Александровича.

Переходя к оценке личности святого мученика Государя императора Николая Александровича, необходимо, прежде всего, остановиться на некоторых особенностях как царского служения с точки зрения учения и понимания его Православной Церковью, так и на специфике подвига Государя и всей Августейшей семьи. Прежде всего, обратить внимание следует на то, что Церковь учит о царе как Помазаннике Божием, т.е. как о мистической фигуре, одарённой Богом специфической харизмой , которая ему сообщается Богом в таинстве священного Миропомазания . С этой точки зрения Церковь Христова рассматривает православного монарха и его власть как «удерживающего — κατέχων» (2 Фес. 1, 7) мир от прихода антихриста . Именно в этом отношении Православная Церковь рассматривала монархию единственной законной формой христианской государственной власти , а остальные т.н. демократически-парламентские формы правления незаконной, но Богом попущенной .

Относительно подвига святого Государя Императора Николая Александровича мы, прежде всего, должны признать, что это подвиг мученический. Точкой отсчета этого подвига необходимо считать 2 марта ст. стиля, когда генералитет, Дума вытребовали и вырвали у Государя Акт об отречении от Всероссийского престола . Остановимся несколько на нем.

Прежне всего нужно заметить, что этот шаг был вынужденный «ради спасения России» . Так считал и так думал Государь, так считали и изменники, однако их чаяниям не суждено было свершиться. События того времени, заговор в Государственной Думе, измена в верности Государю членов Императорской фамилии, жителей обеих столиц и, самое главное, измена генералитета, делали невозможным дальнейшее управление империей Государем . Император был полностью блокирован, его распоряжения не исполнялись, он был совершенно безпомощен. Узнав о решении брата отречься от престола, Государь  написал распоряжение о вступлении на Всероссийский престол его сына царевича Алексия Николаевича при регентстве брата. Однако генерал Алексеев не отправил это распоряжение Временному правительству, чтобы «не смущать умы». Поэтому Государь был совершенно не виновен в падении монархического строя  в России и в нарушении клятвы Собора 1613 года . Этот поступок царя, заметим – не отречения, а передачи власти его брату, не смывает с него миропомазания, он оставался Помазанником Божиим. Это понимало и Временное правительство, которое требовало от Святейшего Правительствующего Синода издать Акт о лишении Императора Николая II миропомазания на царство . Однако, как известно Святейший Синод, несмотря на требования обер-прокурора В.Н. Львова, в своем старом составе категорически отверг это предложение. Это понимали и убийцы Августейшей семьи.

События 2 марта были четко спланированы членами правительства, генералитетом и Думой в согласии со странами Антанты. Эти события, как справедливо замечает историк П.В. Мультатулли, «были ни чем иным как свержением императора Николая ΙΙ с прародительского престола; незаконным, совершенным преступным путем, против воли и желания Самодержца, лишением его власти» .

В чем же состоял подвиг и жертвенность Государя в данном конкретном поступке и шаге? Он состоял именно в том, что Государь не желал кровопролитной смуты и гражданской войны, которая неизбежно бы последовала в случае его убийства в Ставке, что привело бы к поражению на фронте. В создавшихся условиях он увидел волю Божию, поэтому решил её исполнить и сложить с себя обязанности Монарха. Эта жертва намного выше, чем просто отдать свою жизнь .

Это осознавал и сам Государь. В телеграмме председателю уже ранее распущенной Думы М. Родзянко он писал: «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения Родной Матушки России». Остановимся здесь на словах протоирея Александра Шаргунова, в которых идейный смысл поступка Государя выражен столь ясно и четко: «Когда в силу страшных обстоятельств («кругом измена, трусость и обман») стало ясно, что он не может исполнять долг Царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и России. Нам иногда кажется, что в активности проявляется воля, характер человека. Но требуется несравненно большее мужество, чтобы тот, кто «не напрасно носит меч», принял повеленье Божие «не противиться злому», когда Бог открывает, что иного пути нет. А политик, которым движет только инстинкт власти и жажда сохранить её во что бы то ни стало, по природе очень слабый человек. Заслуга Государя Николая II в том, что он осуществил смысл истории как тайны воли Божией» .

Вся дельнейшая жизнь Государя – это восхождение на свою Голгофу, ради будущего России, во исполнение воли Божией .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector