Как известно, одним из наиболее действенных способов управления государством является управление при помощи денег. При этом значительная роль отводится налогам, призванным не только обеспечивать наполнение государственной или муниципальной казны, но и способствовать эффективному социальному и экономическому развитию как государства в целом, так и отдельных субъектов (юридических и физических лиц). Достижению баланса между фискальной и регулирующей функциями налогов, наиболее полному удовлетворению и частных, и публичных потребностей в немалой степени способствует правильный выбор налогового режима. Все это обусловливает актуальность представленной Н.С. Иващенко работы, ее несомненную теоретическую и практическую значимость.
В ходе исследования соискателем были изучены труды отечественных ученых в области финансового права, общей теории государства и права, работы экономистов, проведен анализ Конституции Российской Федерации, федеральных законов, других нормативных правовых актов и судебной практики.
Автореферат диссертации позволяет сделать вывод о том, что в исследовании освещаются вопросы теории финансового права, в частности его важнейшего института — налогового права, и предпринята попытка усовершенствовать правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации, что имеет конкретное практическое значение для развития государства.
Известно, что в науке финансового права до настоящего момента исследовались лишь отдельные виды налоговых режимов и практически отсутствуют работы, в которых бы системно рассматривались теоретические и практические проблемы определения и использования налогового режима. Автор впервые подошел к исследованию обозначенной проблемы комплексно, определив понятие, приведя классификацию и рассмотрев отдельные виды налоговых режимов.
Наиболее полному раскрытию темы способствовала избранная структура работы. В первой главе рассматривается понятие режима в российском законодательстве и теории права, формулируется понятие «налоговый режим», приводится классификация налоговых режимов, раскрываются общий и специальный налоговые режимы. Несомненный интерес представляет вторая глава работы, в которой на основе анализа значительного массива законодательства соискатель анализирует «иные налоговые режимы, не поименованные в законодательстве Российской Федерации». При этом освещаются такие виды налоговых режимов, как налоговый режим в особых экономических зонах, налоговый режим при осуществлении вкладов в уставный капитал организации, налоговый режим иностранных лиц, налоговый режим при выполнении международных соглашений, льготный налоговый режим.
Работа отличается оригинальной постановкой проблем, что свидетельствует о несомненной научной новизне исследования. Представляется вполне обоснованным и аргументированным вывод автора о том, что налоговый режим представляет собой порядок правового регулирования налоговых отношений, обусловленный предметом и методом налогового права, выражающийся в определенном сочетании правовых средств, создающий определенную степень благоприятности в целях удовлетворения интересов публичного образования в налоговых поступлениях в бюджет и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) в соразмерном налоговом бремени. Выработка данной дефиниции является несомненным достижением автора, поскольку до настоящего времени в законодательстве, научной литературе такое определение отсутствовало. Положительным моментом работы является также то, что диссертант на основе предложенного определения выделяет признаки налогового режима и их виды.
Интересен вывод о выделении наряду с общим налоговым режимом (обусловленным закреплением в законодательстве о налогах и сборах общего порядка налогообложения) особенных налоговых режимов, к которым автор относит специальные налоговые режимы и иные налоговые режимы, прямо не названные таковыми в законодательстве о налогах и сборах и не выделенные в отдельные главы Налогового кодекса Российской Федерации.
Обращает на себя внимание исторический анализ законодательного закрепления понятия «специальный налоговый режим», ценность которого заключается в выделении критериев отличия общего и специального налоговых режимов.
Заслуживают поддержки выводы автора о том, что действующим законодательством отождествляются специальные налоговые режимы и налоги — содержание многих элементов специальных налоговых режимов совпадает с содержанием элементов конкретных видов налогов, в связи с чем поставлен вопрос о правомерности выделения в законодательстве специальных налоговых режимов и даются практические рекомендации по совершенствовании Налогового кодекса Российской Федерации.
Можно указать и на другие положения работы, представляющие теоретический и практический интерес.
В целом работа характеризуется внутренним единством, которое определено темой исследования. Последовательно решая поставленные задачи, диссертант достигает цели своего исследования: определение понятия и видов налогового режима, анализ законодательного и доктринального подходов к отдельным видам налоговых режимов.
В то же время работа не лишена недостатков.
1. Методологически неверно в названии главы (первая глава «Понятие и виды налогового режима») полностью воспроизводить название диссертации, поскольку в данном случае напрашивается вывод о том, что вторая глава к теме исследования не относится.
- В научной литературе неоднократно высказывалось негативное отношение к существованию специальных налоговых режимов, при этом указывалось, что их использование чревато серьезными последствиями, искажает налоговую систему и зачастую приводит к результатам, прямо противоположным тем, ради достижения которых они устанавливались. Думается, что работа только выиграла, если бы соискатель высказал свою позицию по этому вопросу.
- В третьем параграфе работы определение понятия «общий налоговый режим» дается с точки зрения законодательного подхода. Вместе с тем автор не высказал свою позицию: согласен ли он с законодательным отождествлением понятий «общий режим налогообложения», «общая система налогообложения».
Однако высказанные замечания не снижают общей высокой оценки работы. Она соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду исследований. Автореферат диссертации достаточно полно отражает актуальность, новизну темы и основное содержание работы. Это позволяет сделать вывод о том, что соискатель заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право.