Иван Грозный остается одной из самых противоречивых фигур русской истории. Последняя вспышка интереса к первому русскому царю (до него, говоря современным языком, руководители русского государства были в княжеском статусе) была несколько лет назад, когда перед Русской православной церковью встал вопрос: стоит ли канонизировать Ивана IV?
ТЕМ, КТО знаком с этим историческим персонажем лишь по учебникам истории и картине И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», такая идея покажется кощунственной: как можно причислять к лику святых тирана?! Другого мнения придерживаются некоторые историки, среди них выделяется авторитетная в религиозных кругах фигура ныне покойного доктора церковной истории митрополита Иоанна (Снычева), автора книги «Самодержавие Духа». В ней анализируются первоисточники, касающиеся жизни Ивана Грозного, акцентируется внимание на личностях авторов этих эти документов. По версии митрополита, все историки, начиная с Карамзина, пользовались для оценки первого русского царя работами людей, которые в свое время были его идейными врагами. Например, иезуита Антония Поссевина, немца Генриха Штадена, англичанина Джерома Горсея, русского князя Андрея Курбского. Все эти люди по тем или иным причинам были заинтересованы очернить Ивана Грозного. Этой же версии придерживается и посетивший редакцию «АиФ в Белоруссии» человек, изучающий этот вопрос с присущей его профессии скрупулезностью, — кандидат юридических наук, член Минской областной коллегии адвокатов ЕРЧАК:
— В 2002 году я попал в архивы Кремля. В 20-м фонде есть «Материалы вскрытия гробницы Ивана Грозного, сыновей Ивана Грозного — царя Федора и царевича Ивана и Скопина-Шуйского, князя и воеводы». Гробницы вскрывали 22 апреля 1963 года. В научном задании написано: доказать или опровергнуть версию картины И.Е.Репина. К исследованиям был подключен Государственный НИИ судебной медицины, работало около 30 ученых. И версия убийства Иваном Грозным своего сына не подтвердилась. Следы крови — а они в таких захоронениях сохраняются тысячелетиями — обнаружены не были. Не было также зафиксировано пролома черепа.
Начали изучать — оказалось, что царевич отравлен. Летописи действительно говорят, что еще в молодом возрасте он болел. И затем, спустя годы, скончался от отравления ртутью — «модным» в то время ядом. Концентрация ртути в его организме была в 5 раз выше нормы. А вот Шуйский и Федор не были отравлены, хотя лежат в том же могильнике. Материалы исследования не афишировались. Я был по формуляру пятым человеком, кто держал в руках этот документ.
— Почему документы вскрытия могилы царя были «замолчены»?
— Это было задание Хрущева. Это время, когда развенчивался культ личности Сталина. Нужно было подтверждение порочности Сталина — потому что Иван Грозный был любимым историческим персонажем советского вождя.
— Почему, по-вашему, была общепризнана именно версия буйного припадка, в котором царь убил своего сына?
— Только чтобы опорочить Ивана Грозного. И такой порочащей информации о нем гуляет очень много. Например, в некоторых западных источниках указывается, что «Тиран Васильич» на Пасху отправлял на виселицы своих подданных. А академик Веселовский выяснил, что на Пасху устанавливались не виселицы, а качели… Но даже советские ученые, которых нельзя было заподозрить в симпатиях к монархии, вынуждены были признать, что за правление Ивана Грозного было казнено около 3,7 тысячи человек. Включая уголовных преступников, врагов, предателей. За 50 лет правления!
А что было в это время в Западной Европе? Англия, Генрих VIII, современник Ивана Грозного. За 14 лет правления Генриха зафиксировано 79 тысяч казней! В 1533 году он ввел смертную казнь в виде сваривания в котле. Или другой пример: все население Нидерландов было приговорено к смерти за исключением… — и перечислялись отдельные лица, которых не следовало убивать. В Европе того времени были даже такие приговоры! И говорить на этом фоне, что Иван Грозный — людоед…
— Что еще вам удалось выяснить в ходе исследований?
— Я обнаружил, что Грозный был канонизирован. Он был святым. Значит, остается таковым и сейчас. Самый знаменитый историк древней церкви — Евгений Голубинский в начале прошлого века издал «Историю канонизации святых в Русской Церкви». Он исследует древние святцы. В книге есть «Список усопших, на самом деле не почитаемых сейчас (1903 г., первое издание. — В.Ч.), но имена которых внесены в каталоги святых». 358-я страница: «Иван, царь: обретенье телеси царя Ивана — 10 июня». Под царем Иваном, конечно же, здесь поразумевается Грозный, умерший 18 марта 1584 года. Не совсем ожиданно, что Грозный внесен в каталог святых». Действительно, не «совсем ожиданно» — но он там есть! Причем эти записи перекочевали сюда из рукописных святцев Корежемского монастыря (располагался в Поволжье) 1621 и 1624 годов. То есть тогда — через несколько лет после смерти царя — считалось, что он умер насильственной смертью.
Кстати, у Иван Грозного, можно сказать, белорусские корни: его дед Василий Глинский был наместником Великого князя литовского в Слониме и брестским старостой. И есть версия, что «водораздел» между светлым и темным Иваном Грозным лежит по Беларуси. В 1563 год Грозный совершил военный поход в Полоцк. После того как он завладел городом, предложил всем иноверцам принять православие. 300 человек наотрез отказались. Тогда он поставил их на лед — по разным источникам, либо Двины, либо одного из озер, — и по берегам обрубили льдину: мол, пусть Бог сам решит их судьбу. Льдина не выдержала, и они пошли ко дну…
— Имя «Грозный» присвоили ему после этого?
— Нет, раньше. Он родился в четверг. Это, кстати, был по языческим поверьям «громов день». Гремел гром от Новгорода до Урала. Летописи указывают, что «земля тряслась, как не было от ее сотворения». Иван Васильевич также очень почитал Архистратига Михаила — библейского победителя детей дьявола в небесной войне. В то время его называли Ангелом Грозным. Царь был очень набожным человеком, даже сам написал канон Ангелу Грозному, пел его на клиросе. И за ним закрепилось — Грозный. Стал Грозным по своему духовному устремлению, грозным — для врагов Божьих. А западные историки переводили «Грозный» как terrible — «ужасный». Даже рисовали его страшным. Между тем, на прижизненных изображениях у него вполне благодатный лик. В Грановитой палате Кремля он изображен с нимбом святого благоверного царя.