Д.В. Федотова, А.Н. Федотов
В настоящее время уровень конкуренции на рынках отдельных видов товаров достаточно высокий. В целях повышения конкурентоспособности товара, доступности его потребителю и развития своего бизнеса дистрибьюторы вынуждены уделять внимание не только разработке товарной, ценовой, коммуникационной и сервисной политики, но и обращаться к сфере сбыта.
В этом случае для дистрибьютора актуальным становиться вопрос построения такой системы движения товаров, которая обеспечит постоянное присутствие товара у посредников, в торговых точках и наличие у продавца необходимых запасов продукции. Это необходимое условие не только эффективного продвижения товаров на рынке, но и сохранении ранее завоеванных рыночных позиций в борьбе с более активными конкурентами.
Одной из форм работы дистрибьютора в регионе является открытие консигнационного склада, то есть размещение некоторых позиций из товарного портфеля дистрибьютора на складах его партнеров на условиях консигнации.
Под консигнацией понимается условие продажи товаров через консигнационные склады посредников, когда право собственности на товар, поступивший на склад посредника, остается за продавцом до момента продажи товара покупателю. Хранение товара на складе и его предпродажная подготовка осуществляются за счет продавца. Поставка товаров на склад производится до контрактации продажи с покупателем.
Дистрибьютор и компания, на чьей основе открывается консигнационный склад, приобретают ряд преимуществ.
Для дистрибьютора консигнационного склада дает возможность добиться максимальной доступности своей продукции в регионе, появляется возможность продвигать труднопродаваемые товары, возможность оценить потенциал региона, увеличить продажи в будущем.
Предлагая своим партнерам такую достаточно привлекательную форму сотрудничества дистрибьютор требует и выполнения определенных условий. Это в первую очередь поддержания объема, ассортимента и оборачиваемости склада. К тому же необходимо, чтобы партнер имел возможности для реализации товара, т.е. имел свою региональную дилерскую сеть или сеть магазинов.
У компаний, на базе которых открываются консигнационные склады, появляется возможность снизить вложения в свои собственные склады, перенести часть рисков на дистрибьютора, оплатить товар после его реализации, наработать продажную статистику по товару и соответственно более качественно оценить спрос.
Данная форма работы дистрибьюторов в регионах практикуется в ряде крупных фармацевтических компаний, поставщиков оргтехники, автомобилей и т.д.
Что касается Иркутской области, то здесь примером успешного внедрения и функционирования такой формы ведения бизнеса является опыт работы дистрибьютора керамической плитки ТМ «Шахтин- ская плитка».
Сам дистрибьютор и его региональный склад находится в г. Иркутске. Но поставки продукции осуществляются не только по области, но и в республику Бурятию, Якутию, Читинскую область.
До открытия консигнационных складов в целях повышения эффективности работы региональных клиентов дистрибьютором неоднократно проводились маркетинговые акции, предоставлялись дополнительные скидки, отсрочки оплаты за поставляемую продукцию. Однако все это не приводило к желаемым результатам.
Открытие консигнационных складов в Бурятии и Якутии на базе региональных клиентов позволило увеличить уровень продаж продукции ТМ «Шахтинская плитка» в этих регионах на 47 %.
После того, как появилась возможность оплачивать товар после его реализации, когда риски, связанные с поступлением на склад нового ассортимента продукции, перенесены на дистрибьютора, представленность продукции ТМ «Шахтинская плитка» в регионах увеличилась на 30 %.
Возможность иметь товар под рукой и в большом ассортименте позволила региональным клиентам не только нарастить свои клиентские базы за счет привлечения мелокооптовых покупателей, строительных организаций, но и повысить уровень продаж через сеть фирменных магазинов.
В итоге можно сказать, что консигнационные склады являются эффективным методом в сфере продвижения продукции, повышения ее конкурентоспособности, дают преимущества дистрибьютору в конкурентной борьбе за региональные рынки, повышают уровень организации работы между дистрибьютором и клиентами.