ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

О. В. Хлопонина, Г. О. Павловская

Как экономическое явление инфляция связана с товарно-денежным неравновесием. Но, зарождаясь на разбалансированном де­нежном рынке, инфляция выходит за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в производстве, потреблении и .т.д. В централи­зованной плановой экономике при постоянном уровне цен инфляция в России носила подавленный характер и проявлялась в форме дефици­та, наличия «черного рынка», отложенных сбережениях и т.п. Откры­то в форме повышения общего уровня цен она начала проявляться в период перехода к рыночной экономике.

Для борьбы с инфляцией правительство выбрало либерализацию цен, сокращение денежной массы и политику контроля над доходами. После того, как ценообразование освободилось от фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2509% (в 26 раз). В 1993 г. цены на потреби­тельские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, т.е. поч­ти в 9,5 раз. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост по­требительских цен, который в годовом исчислении составил соответ­ственно 215,0% и 131,3%. Но ценовое регулирование привело к сни­жению темпов инфляции в 1995-1996 гг. В результате в 1996 г. уро­вень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 11%.

Правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1 % к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако финансовый кри­зис 1998 года привел к падению производства и острой нехватке денег. После финансового кризиса специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не

менее, чем на 56%. Но мрачный прогноз не ¿былся, и после взлета по­требительских цен на 84,5% в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Последующие несколько лет ежегодно происходило сни­жение темпов инфляции: от 20,2% в 2000г. до 18,6% в 2001г. 15,1% в 2002 г, 12% в 2003 и 11,7% в 2004 годах. Однако целевые ориентиры правительства при этом не достигались. Весной 2005 г. целевой ори­ентир был повышен до 10%. Но и его выполнение оказалось невоз­можным: по итогам 2005 г. инфляция в РФ достигла 10,9%.

За первые девять дней 2007 года инфляция в России составила 1%. Эксперты прогнозировали, что без дополнительных мер по огра­ничению денежного предложения Россию может ожидать новый всплеск инфляции, ведь план на 2007 год был более жесткий, чем в предыдущем (8-9 %): инфляция не должна была превысить 7-8% по итогам года.

В 2007 году цены обуздать не удалось. На рынке подсолнечного масла хозяйничают всего четыре крупные компании. Причем, в одних регионах цены значительно увеличились, а в других остались почти прежними. На продуктовом рынке господствуют монополии, поэтому без создания конкурентной среды страну не избавить от их диктата. Россия стремится стать независимой от зарубежья, но до продуктовой самостоятельности еще далеко. В зарубежныхстранах подорожали не­которые продукты, и выяснилось, что стратегии импорто-замещения в стране никогда не было. А поэтому 35% рациона питания россиян ввозится из-за рубежа. Естественно уже в подорожавшем виде. Про­изводство сухого и концентрированного молока снизилось в 2007 году уже на 17%. Причем импорт мясо-молочных продуктов за 8 месяцев 2007 года вырос на 15 %, импорт сливочного масла составляет почти 60%, а сыра — почти 80% относительно их производства в стране. Все это привело к росту цен на эту продукцию и на внутреннем рынке. Но самые большие накрутки идут на этапе посредничества. Число пере­купщиков возросло до катастрофических размеров.

Несмотря на все признаки стабильного роста инфляции и роз­ничных цен на товары первой необходимости, государство продолжа­ло наполнение денежных каналов все более легкими рублями. Только за первые 9 месяцев 2007 года объем денег у граждан увеличился на 27,8%. Этот рост последние пять лет сопровождался падением произ­водства. Так были заложены основы нынешней инфляции. Нынешний рост цен на продукты питания — это результат прошлых стратегиче­ских ошибок, который может негативно повлиять на население в бу­дущем.

В целях борьбы с инфляцией и ростом товарных цен Правитель­ство РФ заключило соглашение между розничными сетями и крупны­ми продовольственными компаниями о замораживании цен и уста­новлении минимальной торговой наценки в 10% до 31 декабря 2007 года. Но под соглашение подпали только социально значимые товары: питьевое молоко, кефир, сметана, хлеб, яйца, подсолнечное масло, сыр и сахар. Однако люди старшего поколения помнят времена то­тального дефицита, а потому скупают все, что позволяет скупить се­мейный бюджет. Сейчас цены перестали расти, но что же будет в бу­дущем 2008 году?

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h