A.A. Орлова, O. Архипкин
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Участие государственных органов управления в организации опгово-торговой деятельности посредников и промышленных фирм является ее неотъемлемым элементом. Оно выражается в использовании финансово-кредитных рычагов, в реализации координационных функций через государственные центры и заключении государственных контрактов, связанных с выполнением целевых программ.
Региональные органы исполнительной власти могу г содействовать внедрению на предприятиях оптовой торговли следующих видов логистических услуг: консалтинговых, информационных, транспортно- экспедиционных, складских.
Особенного внимания заслуживают системы и функции складского обслуживания, осуществляемого оптовыми посредниками. Координация товаронотоков через места складирования является важным направлением государственного воздействия на функционирование инфраструктуры. Рхли поддержка логистической деятельности оптовых посредников преследует усиление их роли, расширение сферы деятельности повышение эффективности обслуживания, то координация товаропотоков обеспечивает экономию совокупных издержек на процесс товародвижения. Ввиду многосложности объекта воздействия можно использовать методы прогнозирования говаропотоков, индикативного и косвенного управления, что предполагает развитие интегрированной организации товародвижения через места складирования.
Оптово-торговые и логистические посредники, оказывая логистические услуги потребителям и изготовителям, формируют их хозяйственные связи, в том числе по поставкам продукции для государственных нужд, принимают участие в размещении заказов и осуществлении закупок продукции для государственных нужд.
Нормативно-правовой основой для этого служит Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Оно предусматривает, что размещение заказов на закупки продукции для государственных нужд осуществляется как государственными заказчиками, так и юридическими лицами (поставщиками), которым они на конкурсной основе передали выполнение части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств субъектов Российской Федерации.
Для реализации предложений по использованию методов косвенной поддержки, стратегического и индикативного управления деятельностью логистических посредников органы управления должны располагать необходимой информацией.
Информационное обеспечение может предусматривать, помимо статистических наблюдений, потоки информации, регулярной и эпизодической. В первом случае необходимая информация должна поступать из местных органов исполнительной власти (соответствующих департаментов. например, областных администраций) в Минэкономики России как экономический центр государственного управления регулярно.
не реже одного раза в полугодие. Во втором случае она может представляться по тем же каналам, но эпизодически, по разовым запросам.
Организация государственной поддержки развития логистических посредников и повышения их роли в процессе товародвижения охватывает, главным образом, выполнение органами исполнительной власти определенных функций и их структуризацию. Эти функции должны быть направлены на решение следующих задач:
- разработку и реализацию государственной политики развития процессов товародвижения и товаропроводящей сети;
- регулирование формирования и функционирования инфраструктуры товарных рынков на основе использования методов стратегического, косвенного и индикативного управления;
- координацию процессов товародвижения и деятельности субъектов товарных рынков по организации и осуществлению товародвижения.
Реализация указанных функций может быть возложена на федеральный и региональные органы управления. На федеральном уровне — Министерство экономики России, на региональных — соответствующие службы местных администраций. Последние представляли бы собой структуры по координации товародвижения либо комплексные службы по организации товарных рынков (рынков товаров производственного назначения и конечного потребления). Наряду с координацией процессов товародвижения, они осуществляли бы анализ и прогнозирование товарных рынков, поддержку развития в регионах логистических посредников для обслуживания производства и повышения его эффективности.