К. В. Слободская, СЛ. Голик
Логистический сервис — совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом.
При осуществлении транспортного сервиса как необходимой «принадлежности» логистики должен быть выполнен ее основополагающий принцип — высокий экономический эффект. Реализация этого принципа достигается высоким качеством обслуживания.
Массовые опросы клиентуры, проведенные западными специалистами, дают следующую картину ранжирования (по стопроцентной шкале) показателей качества обслуживания: 100 пунктами оценена надежность поставки; 60 — удобство анализа, стабильность получения информации, высокий уровень выполнения принятых гарантий; 50 — удобство контактов в процессе обслуживания; 10 — возможность предоставления кредита и т.д. Цикл обслуживания на предприятии состоит из трех элементов: время от получения заказов до принятия решения о его выполнении, время комплектации заказа и время доставки.
Уровень обслуживания потребителей определяется эффективностью логистики, слагаемые которой следующие:
- срок поставки;
- обязательность (точность) поставки;
- готовность к поставке;
- качество поставок;
- информационная готовность — готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;
- гибкость — готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ.
Базовый уровень сервиса в логистике оценивается по следующим показателям: доступность, функциональность и надежность. Доступность означает наличие запасов для бесперебойного удовлетворения потребностей клиентов. Функциональность определяется временем, проходящим от момента получения заказа до его исполнения, то есть доставки потребителям. И, наконец, надежность сервиса представляет собой характеристику качества работы отдела логистики в компании. Ключевым ее фактором является точная и тщательная оценка доступности и функциональности.
Задача фирмы — отвечать или превосходить уровни ожидания клиентов. В этом смысле лучше обещать меньше, но выполнять это четче, чем обещать много, но на практике не справляться даже с элементарными функциями.
На практике логистический сервис можно рассмотреть на примере успешного предприятия, осуществляющего логистические операции. ООО «КЛС» — частное предприятие со 100% Российским капиталом, мощный центр сервиса, независимая специальная фирма, которая занимается сервисом.
Главная стратегическая задача: обеспечение качественного и надежного сервиса, отвечающего индивидуальным требованиям и запросам любого клиента, при разумных ценах и в сжатые сроки.
Перспективы развития логистического сервиса ООО «КЛС»:
^ внедрение новейших транспортных средств (Транспорт не статичен, а динамичен. Развиваются новые виды транспорта, которые функционируют параллельно со старыми. Это может привести к неэффективным капиталовложениям и снижению уровня обслуживания на устаревшей транспортной сети. В результате, исходя из интересов общества, ООО «КЛС» ищет необходимые дотации для внедрения новейших транспортных средств);
^ повышения роли воздушного транспорта (увеличение грузоподъемности и скорости самолетов, расширение парка специализированных грузовых лайнеров, рост числа аэропортов, способных принимать реактивные самолеты);
^ развитие скоростных автомагистралей в России и аэропортов;
^ формирование трансконтинентальных логистических систем.
Подводя итоги, можно сказать, что деятельность производителя любых изделий, но особенно технически сложных, как производственного, так и сбытового назначения, обречена на неудачу, если не организован должным образом высококачественный сервис.
Гарантии сервиса и его качества должны быть более обширными, чем ожидает покупатель. В этом случае они вызывают положительные эмоции и стремление продолжать контакт с источником таких эмоций. Любые, даже мимолетные, контракты с покупателем должны развивать и закреплять положительную оценку покупателем службы сервиса предприятия.
Качество сервиса — есть ключ к коммерческому успеху.