Одним из инструментов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.
Общее понятие бюджета дает Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ). Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
Однако в БК РФ бюджету дано слишком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону – как «форму образования и расходования денежных средств».
Бюджет как экономическая категория – это система императивных денежных отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) в результате чего формируется централизованный фонд государства, необходимый для социально-экономического развития общества (либо для выполнения функций, возложенный на государство).
Бюджет с материальной точки зрения представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующих органов власти для реализации функций, возложенных на них. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна.
Бюджет с юридической точки зрения – это главный финансовый план страны, имеющий силу закона.
В современных условиях бюджет – не только единственный плановый документ, утверждаемый в качестве закона, но и основа, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
С помощью государственного бюджета государственные власти мобилизуют финансовые ресурсы для выполнения возложенных на них задач.