АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЭСХАТОЛОГИИ

Павлухина О. В.

Магистрант, кафедра философии религии и религиоведения, Санкт-Петербургский государственный университет.

Тема эсхатологии всегда вызывала живейший интерес не только у богословов, но и в обществе, особенно в периоды социальных, политических, религиозных и нравственных кризисов; нередко именно на эсхатологии зиждется возрождающийся интерес к религии в целом. Эсхатология представляет собой не только неотъемлемую часть христианского вероучения, но его существенное содержание. В свою очередь, учение о человеке при изучении любой религиозной системы стоит во главе угла. Кроме того, религиозная антропология есть также наука о целях и смыслах человеческого бытия. Такое несколько «экзистенциалистское» определение подчеркивает неразрывную связь христианской антропологии с эсхатологической составляющей новозаветного вероучения, согласно которой смысл истории и человеческого существования окончательным образом раскрывается в Эсхатоне.

Для христианской эсхатологии и новозаветного учения в целом характерны следующие черты: историческое восприятие времени, христоцентризм, антропоцентризм и сальвационизм (возможность спасения через личную веру в Иисуса Христа), представление о человеке как венце творения, направленность на великую эсхатологию, но наличие предпосылок для разработки малой, касающейся индивидуальной загробной судьбы каждого человека. Центральное положение антропологии в христианском мировоззрении заложено в учении о человеке как венце творения, совершенном от начала в единстве души и тела, а также — в библейском персонализме (как возможности личного контакта с Богом) и с верой в снисхождение Богочеловека к падшей человеческой природе: «Всякое высказывание о Боге есть в то же время высказывание о человеке и наоборот. В этом смысле богословие Павла есть одновременно антропология, неразрывно связанная с сотериологией и христологией» [5]. Восприятие Эсхатона (и смерти отдельного человека) как раскрытия смысла порождает вопрос о содержании и последствиях грехопадения и о значении исторического процесса: является ли последний возвращением к утерянному человеком блаженству или же Новый Иерусалим представляет собой нечто кардинально новое, стремление к которому предполагает прохождение испытания и духовный рост человечества. Проблема значимости человека в мировых событиях также связана с соотношением Божественного милосердия и справедливости в свете грядущего Воскресения и Суда. Христианские представления о загробной жизни определяются, во-первых, свойственной христианству телеологией исторического процесса (когда смерть воспринимается как раскрытие смысла жизни), во-вторых, — учением о Боге, который есть Альфа и Омега (так, пребывание в Нем означает вечное блаженство, отлучение же от Бога, как отлучение от любви и вечности, — вечное мучение): ««Бог Йахве — это «Сотворивший небо и землю», то есть господин неотменяемого мгновения, с которого началась история, и через это — господин истории, господин времени. Структуру можно созерцать, в истории приходится участвовать» [1, 65]. Наконец, новозаветный антропоцентризм обусловливает трагичное восприятие смерти (как результата грехопадения) и личностную направленность христианской сотериологии.

Христианская этика основана на новозаветном антропоцентризме; мысли и поступки человека оцениваются не с точки зрения их важности для государства или общины (что в значительной мере имеет место в иудаизме и исламе), но в свете значения отдельной человеческой личности. Значимость личности в христианстве не упраздняется догматом о церковной соборности, но общинное мышление нередко оказывается превалирующим и в жизни членов Церкви, что приводит не только к господству интересов общины, но и к развитию обрядового благочестия и восприятию веры как магического средства спасения или признака принадлежности к общине. Противостояние зла добру (независимо от того, считается ли зло лишь недостатком добра или оно есть реальная сила) лежит в основании учения об Эсхатоне, не только потому что тогда зло будет побеждено окончательно — этот исход определяется библейским теоцентризмом, но и учитывая роль зла в искушении и в возможности свободного выбора для человека — и здесь значение человеческой личности вновь оказывается центральным: «поступок во Христе означает преодоление самой логики зла, исчезающего в Царстве Небесном» [3]. Оппозиция «свобода — предопределение» обусловлена балансом между тео- и антропоцентризмом в христианском мировоззрении: свобода предполагает акцент на значимости человека, провиденциализм подчеркивает всемогущество Творца и преуменьшает роль посредничества. Важно отметить связь между признанием свободы трансцендентной и отрицанием ее значения на земле и наоборот. Свобода понимается в христианстве как необходимость, как послушание, как любовь; таким образом обосновывается онтологическое значение свободы — это не только право, но неотъемлемая составляющая бытия. Такое понимание свободы утверждает возможность ада и конечного торжества зла в мировой истории.

Новозаветная этика обусловлена учением о трансцендентном и самодостаточном Творце. Однако, она не только неотделима от онтологии, сотериологии и эсхатологического раскрытия смысла истории, но играет роль вспомогательную; достижение Божьего Царства означает упразднение этики как таковой: «Христианская этика — это не оправдание, а посвящение в вечную жизнь» [4, 73]. Основным критерием оправдания человека признается его отношение к ближнему, но ближнему — как будущему участнику Царства. В христианстве не отвергается внешний мир, но рассматривается в свете вечности. Восприятие вечности здесь не имеет большого значения, однако, представление о трансцендентном Царстве как присутствующем здесь и всегда придает настоящему особое значение, не только как подготовительному периоду, но как постоянно причастному вечности. Мировая история направлена к вечности как к своей цели, но признание значимости отдельного человека и восприятие вечности вне временных рамок предполагает возможность проникновения вечности в историю. Телеологическая направленность времени наряду с восприятием внешнего мира как постоянно причастного миру трансцендентному и признания человека венцом и целью Божественного творения порождает неоднозначность определения соотношения времени и вечности. Значение догмата о Воскресении как телеологической основы мировой истории обусловливает центральное положение человека в христианском мировоззрении и эсхатологии как его важнейшей составляющей: Воскресение Богочеловека придает чуду воскресения космический масштаб, «связывает судьбу души, судьбу человека с космосом, с мировым целым. Воскресение моей плоти есть вместе с тем Воскресение плоти мира» [2, 223]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что именно соотношение христологии, антропологии и концепции времени в определенном мировоззрении (в данном контексте имеется ввиду мировоззрение христианское) определяет особенности учения о конце мира и акценты, в нем расставляемые.

Христианская эсхатология в значительной мере является стержнем новозаветного мировоззрения, она определяет и христианское учение о человеке. Христианское мировоззрение концентрируется на человеке, однако, в отличие от секулярных гуманистических систем, именно эсхатология является тем «светильником», в свете которого рассматриваются различные аспекты человеческого существования (сотворение человека, его пребывание в первозданном раю, грехопадение, земная жизнь и особенности малой эсхатологии). В свою очередь, учение о человеке играет ведущую роль в направленности эсхатологии определенного периода или конфессиональной группы, в политической подоплеке эсхатологических концепций, в формировании сотериологической этики, которая представляет собой связующее звено между эсхатологией и антропологией как призванная преображать тварное существо в жителя Небесного града.

В связи с восприятием конца (и мира, и отдельного человека) как раскрытия смысла или как возвращения к началу могут быть поставлены следующие вопросы: тождественен ли Новый Иерусалим первозданному Адамову раю или Божественная вечность предполагает духовный рост и испытание человечества в целом и каждого человека в отдельности? подразумевает ли наступление вечности полное уничтожение существующего мира (в том числе, и человеческой культуры) или же его преображение? представляет ли собой земное пребывание лишь наказание для падших или же оно есть также некая ступень на пути к миру иному? На различных ступенях развития новозаветного вероучения и христианской традиции решение данных проблем приводило к результатам практически противоположным, что как раз и обусловлено особенностями эсхатологических и антропологических понятий, характерных для представителей различных конфессий и течений.

Таким образом, безусловна нерасторжимая связь учения о конце мира и христианского антропоцентризма. Помимо взаимной обусловленности существования этих двух важнейших составляющих христианского вероучения, необходимо отметить, что и само их развитие в целом предполагает двустороннее влияние: так, христианский персонализм предполагает человеческую направленность новозаветной эсхатологии, ее преображающий смысл, значение исторического процесса и центральное положение догмата о «чаемом» воскресении мертвых, между тем, как эсхатологическая подоплека является решающей в обосновании телеологии существования человечества.

Литература

1.Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Аверинцев С. С. Образ античности. СПб., 2004.

2.Бердяев Н.А. О назначении человека /опыт парадоксальной этики/. М., 1993. 3..Гзгзян Д.М., Свято-Филаретовский институт. Эсхатологическое измерение христианской этики // Материалы конференции РПЦ «Эсхатологическое учение Церкви».

3. Гуроян   Виген. Воплощенная любовь. Очерки православной этики. М., 2003.

4. Ианнуарий       (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в Посланиях св. апостола Павла // Материалы конференции РПЦ «Учение Церкви о человеке». www. theolcom. ru/uploaded/023-028.pdf

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h