ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ОТ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ЧЛЕНОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

Крупеня А.Н.

Адъюнкт кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Голицынского пограничного института ФСБ России

Наряду с «техническими» и «технологическими» вопросами, от которых зависит эффективность труда, существует не менее важная проблема — «человеческая». На сегодняшний день представляется бесспорным положение о том, что именно человеческий ресурс предприятия, организации способен либо многократно повысить их эффективность, либо поставить под сомнение сам факт существования структурного подразделения, ибо в современных условиях именно человеческий ресурс является основным ресурсом. В связи с этим, особое значение приобретает и подлежит рассмотрению деятельность каждого члена коллектива. Среди факторов, способствующих трудовой активности людей или, наоборот, которые препятствуют этому, весьма важную роль играет их межличностная совместимость. В психологии данное понятие стали использовать при изучении процессов и результатов межгрупповых коммуникаций, общения, динамики межличностных отношений, а также других социально- психологических явлений. Исследование проблемы психологической совместимости в трудах отечественных и зарубежных психологов приобрело систематический характер в 60-ые годы, преимущественно это было связано с экспериментальными исследованиями, которые проводились на группах участников различных экспедиций (полярников, космонавтов, альпинистов), т.е. подвергались эксперименту люди, находившиеся в относительной изоляции от других социальных образований. Данные исследований подтвердили тот факт, что необходимость учета психологической совместимости несомненно важна и это касается всех сфер совместной человеческой деятельности, без исключения.

В психологической литературе под термином «совместимость» понимается — эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально- энергетических затратах, и выступает социально-психологическим показателем сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности. Психологический словарь трактует межличностную совместимость как взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологической реакций и других, значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик [5, 367].

Совместимость лежит в основе формирования взаимопонимания, межличностного взаимодействия, взаимоотношений и срабатываемости взаимодействующих людей. Иными словами, сочетание личностных характеристик, положительно влияющих на результаты совместной деятельности, определяется как совместимость. Основным компонентом совместимости           выступает           субъективная           удовлетворенность

взаимодействующих людей, удовлетворенность результатом, а также самим процессом взаимодействия, когда каждая из сторон отвечает требованиям друг друга и нет необходимости в специальных усилиях для установления взаимопонимания.

К сожалению, не во всех организациях, в частности, здесь речь идет о многочисленных, где порой сотрудники, взаимодействуют между собой на уровне определенных взаимосвязанных отделов, учесть условие психологической совместимости не представляется возможным, но в малых группах, это весьма реально, там важна сочетаемость характеров, которая выражается в сходстве природных свойств людей, куда относятся темперамент, физическая выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость. Все эти перечисленные свойства ничуть не уступают профессиональным навыкам в плане критериев успешной совместной деятельности. Исследования в сфере профессиональной деятельности, а также факторов, оказывающих влияние на ее результативность, свидетельствуют о том, что психологический комфорт и личностная совместимость сотрудников коллектива находятся в прямой зависимости, и чем дольше люди работают вместе, тем выше и важнее данные показатели.

На сегодняшний день, в условиях всеобщей напряженности, что охватила все сферы современной жизни, проблема психологического комфорта на рабочем месте является действительно весьма актуальной. Нередко бывает и так, что люди жертвуют высокооплачиваемой работой и даже перспективами карьерного рост, не справляясь с эмоциональным напряжением и неблагоприятной атмосферой в коллективе, отдавая предпочтение другому труду в другом коллективе, где царят спокойствие и положительные эмоции, и где межличностные отношения оказываются важнее. В данном случае речь идет о совместимости, для которой более важным является не профессиональная, деятельностная согласованность, а межличностная удовлетворенность совместной работой, установившимися отношениями. Здесь основным критерием совместимости выступает удовлетворенность сотрудников коллектива друг другом (мыслями, чувствами, поведением). В совместной работе источником удовлетворения является не только сама деятельность, но и взаимодействие между ее участниками. И при таком взаимодействии имеют значение не только профессиональные, субъективные качества (навыки, умения, знания), но и свойства личности характер, темперамент, интеллект, мотивация.

Разрабатывая проблему психологической совместимости, специалистами были установлены следующие интересные факты: в силу специфики мужской и женской психологии, накладывающих определенный отпечаток на складывающийся характер взаимоотношений в коллективе, особое внимание заслуживают гендерный и возрастной показатели. Женские коллективы более динамичны, легче адаптируются к изменяющимся внешним условиям, более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают соперничество, интриги, ролевые конфликты с личной подоплекой. Мужские же группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам, как правило, основанных на деловой платформе. Данные характеристики необходимо учитывать при формировании групп, где оптимальное сочетание количества мужчин и женщин в пропорциях, которые зависят от профиля совместной деятельности, будут являться благоприятным фактором для развития коллектива и хорошего психологического климата в нем. Кроме того, к числу определяющих факторов также относятся и период профессиональной деятельности.

Эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости, которые характеризуются свойствами личности, содержанием и уровнем трудности решаемых профессиональных задач. Таковыми выступают: социально-психологический, психологический и психофизиологический уровни совместимости. Рассмотрим более подробно данные уровни:

1. Уровень психофизиологической совместимости — он выражается в сходстве природных свойств людей, сюда относятся: тип нервной

системы (темперамент), физическая выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость и другие свойства. В ряде видов профессиональной деятельности востребованы именно такие качества.

  1. Уровень психологической совместимости — проявляется в совпадении свойств, которые являются результатом обучения и воспитания человека. К данному уровню относятся совпадения черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств.
  2. Уровень социально-психологический, — который выражается в сходстве личностных свойств, необходимых для социального взаимодействия на основе общности их мировоззрения: коммуникативность, принципиальность, социальные установки, политические взгляды, ценностные ориентации.

Данные уровни проявляются во всех разновидностях деятельности. Полная совместимость членов группы предполагает оптимальное сочетание всех ее уровней и наличие определенного соотношения между ними, их взаимодополняемость, как было отмечено раннее, при определении условий оптимального формирования групп.

Итак, в общем, отмечаем, что совместимость- это понятие о взаимном соответствии свойств членов коллектива, группы. Оно характеризуется: взаимной симпатией, положительным характером эмоциональных установок, взаимовнушаемостью, общностью интересов и потребностей, отсутствием в группе выраженных эгоцентрических устремлений. При комплектовании производственной группы, одним из основных условий выступает учет индивидуально-психологических качеств каждого члена коллектива, а также учет предполагаемых результатов совместной деятельности людей, включенных посредством взаимодействия в эту деятельность. Выделение таких критериев оценки психологической совместимости, как: результаты совместной деятельности членов производственного коллектива, эмоционально-энергетические затраты участников совместной деятельности, удовлетворенность участников этой деятельностью, позволяет сделать вывод о том, что наличие высокой психологической совместимости в коллективе, способствует лучшей срабатываемости ее членов, и в итоге — высокой эффективности совместной деятельности.

Литература:

  1. А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев, Социально-психологическая оценка персонала — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 303 с.
  2. А.А. Ершов Психологическая соактивность людей. — М.: Знание, 1992, 31 с.
  3. А.Я. Кабанов Основы управления персоналом — М.:ИНФРА-М, 2008, 447 с.
  4. Н.Н. Обозов Межличностные отношения. — Л.: ЛГУ, 1979, 151 с.
  5. А.П. Панфилова Деловая коммуникация в профессиональной деятельности — СПб., 1999, 247 с.
  6. Психология. Словарь/ Под общ..ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 1990, 366 с.
  7. А.М. Столяренко Социальная психология — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 511 с.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h