СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
Социально-психологический анализ профессиональной деятельности юриста является весьма актуальным и дает возможность определить ряд этапов, через которые происходит не только продвижение к цели установления истины, но и к самореализации личности юриста.
В отечественной психологии и юриспруденции определены основные структурные компоненты деятельности юриста, которые справедливо являются ее научной основой. Это позволяет провести сравнительный анализ с целыо установления компетентности в особенностях выбранной профессии студентов юридических вузов.
Проведение опроса с целью изучения мотивов выбора профессии и определению осведомленности респондентов показало, что большинство опрошенных в деятельности юриста отмечают коммуникативный компонент, как включенность в сложные и многообразные отношения с людьми. Залогом успеха, по мнению студентов, являются знания психологии, невербальной коммуникации, средств психологического влияния, ораторских способностей, аргументации и аттракции.
Таким образом, отмечена сложность юридической работы, связанная с разного рода интеллектуальными задачами, требующими логики мышления, внимательности, разносторонней образованности и , главное, знаний законодательства, процессуальных и правовых основ, а также дальнейшего самообразования и самосовершенствования.
Сложность юридической деятельности студенты видят в эмоциональных нагрузках, стрессах, наличии конфликтных ситуаций, что требует «стальных нервов», самоконтроля, психического и физического здоровья, а также огромного терпения.
Студенты отмечают и престижные стороны юридической профессии, связанные с «чистой» работой консультирования и оформления договоров.
Все без исключения опрошенные видят профессию юриста как профессию морально-сильных людей, соблюдающих «кодекс чести и этики», что является непременным условием успеха и уважения со стороны общества.
Немногие отметили в выбранной профессии воспитательный компонент, как неотъемлемую работу с населением в формировании системы правовых знаний, правовой убежденности и правового социально активное поведения.
Не был отмечен и такой структурный компонент юридической деятельности как организаторский (умение координировать, направлять участников процесса, брать на себя роль лидера), поисковый (умение вычленять из окружающей среды криминалистически значимую информацию), властные полномочия должностных лиц, которые нередко создают иллюзию обвинительной направленности, что требует особенно высокого правосознания и соблюдения норм морали и этики.
Таким образом, анализ результатов опроса студентов-юристов показал, что у большинства из них наблюдается отрыв от практики и идеализация профессии юриста. Данное обстоятельство позволяет считать оправданным решение задач, стоящих перед юридической психологией.