ЕДИНСТВО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ СМЫСЛА
МАЛЬЧУКОВ В Л.
Иркутский государственный университет
Обогащение современного образовательного процесса за счет внедрения в него разных гуманитарных дисциплин обозначило очередной этап активизации известного в педагогике и дидактике принципа разнообразия и полноты. Все более прочное место в учебных планах не только вузов, но и школ обретают помимо философии культурологические дисциплины и религиоведение. С полным основанием можно утверждать, что гуманитарная составляющая во всех ступенях образования сейчас представлена более развернуто и весомо, чем раньше. Тем не менее гуманитаризация, как она проходит в настоящее время, обнаруживает ряд недостатков: ее все еще отличают моменты случайности и бессистемности; наблюдается переоценка значения некоторых культурно-мировоззренческих феноменов (например религии), которые наделяются качеством абсолюта в формировании смысло-жизненных оснований личности и общественных ориентаций.
Эти недостатки препятствуют выработке стремления к творчеству, изобретательности, получению новых смыслов, задающих импульс к гуманистическому пониманию бытия. Складывается ситуация, когда сам цикл гуманитарных дисциплин, участвующих в образовании, не представляет собой внутренней целостности. В этих условиях преодоление снобизма естественнонаучной рациональности, ведущей к господствующему положению технократического мировосприятия, оказывается для гуманитаризации делом крайне сложным (если вообще осуществимым).
В связи с этим необходимым является полное осознание того, что хотя вся полнота смыслов формируется совокупной человеческой культурой, именно в области гуманитарного знания происходит синтезирование наиболее емких и универсальных смыслов, делающих возможными идентификацию и различение личности, этноса и человеческого сообщества во всемирном значении и масштабе. Эти смыслы лишены объектно- предметной «привязанности» и неизбежной ограниченности, характерных для естественнонаучных дисциплин, хотя и формируются при обязательном учете результатов последних.
Но вследствие того, что процесс гуманитаризации представляет собой двунаправленный контакт разного рода дисциплин, выявляется еще один, на наш взгляд, существенный ее недостаток — отсутствие обобщенных междисциплинарных обосновывающих представлений. Так как важнейшим следствием гуманитаризации должно стать формирование новых гуманистических смыслов, то знаменательным междисциплинарным основанием ее, по нашему мнению, должна выступить теория смысла. Абстрактный уровень теории смысла задается известным в логике и семиотике подразделением предметного (объектного), смыслового (ценностного) и системного (синтаксического) отношений, конституирующих знак. Принимая это во внимание, не только допустимо, но и целесообразно представить (с известным, правда, огрублением) разграничение наук на естественно-технические и гуманитарные таким образом, что в естественнонаучном знании осуществляется объектное отношение, а в гуманитарном — смысловое (ценностное).
Тем самым более явственно на формально-абстрактном уровне предстает необходимость единства и взаимодействия этих групп наук: ведь ценностное отношение может существовать только по поводу и в связи с объектным (предметным) отношением, а предметное, в свою очередь, с необходимостью должно включаться в сферу ценностей.
Но раз речь идет о построении универсальных гуманистических смыслов, то ясно и то, что сами по себе естественно- технические дисциплины (а следовательно, и образование в рамках этих дисциплин) такой способностью не обладают. К тому же, как было уже сказано, случайный, фрагментарный подбор «гуманитаризующих» дисциплин тоже не содействует этому.
В таких условиях определенную пользу делу может принести дальнейшая разработка теории смысла. Благодаря историко- генетическому (эволюционному) анализу смыслов, проясняющему их происхождение и воздействие на развитие человеческих обществ, построению синхронных генеративных и трансформационных моделей смысла, изучению проблемы качества смысла, есть возможность оптимизировать общие программные ориентации гуманитаризации, обеспечить более глубокую индивидуализацию образовательного процесса, активизировать самостоятельную устремленность личности к выработке тех смыслов, которые способны определить ее существование, интегрировать ее с социумом и выделить из него.