Пушнина издревле считалась стратегическим товаром, предназначенным как для внутреннего пользования, так и для мирового рынка.
Россия богата пушным зверем — это национальное достояние нашей страны.
Пушнина всегда имела немалое значение для доходной части государственного бюджета.
Важным источником сырьевых ресурсов является животноводство, дающее меховое сырье — овчину, каракуль.
Пушное сырье — соболь, норка, лисица, песец — добывают охотой и путем клеточного разведения в неволе на зверофермах. Расцвет пушного зверохозяйства приходился на 1986-1989 гг. Экономические преобразования отрицательно сказались на пушной отрасли.
Маркетинговые исследования являются попыткой проанализировать текущую ситуацию на меховом потребительском рынке России.
Исследования потребительского рынка Москвы (агенство «Мягкое золото»), Санкт-Петербурга (Государственный университет технологии и дизайна) и других регионов страны свидетельствуют об актуальности проблемы.
В силу традиционной закрытости мехового рынка многие имеющиеся данные носят фрагментарный характер, статистические сети зачастую являются «дырявыми». Экспертные оценки нередко вызывают сомнения из-за их большого разброса.
При изучении вопроса о соотношении в предложении импортных меховых изделий и изделий, «сделанных в России», а также в целом о нашей зависимости от импорта сырья, полуфабрикатов и готовых изде-
лий вскрывается довольно неутешительное положение вещей. Удельный вес импортируемого сырья достигает 40 %, варьируя по отдельным регионам от 15 до 80 %. В то же время импорт в розничной сети составляет порядка 60 %.
Отечественные звероводы сегодня обеспечивают только 20 % потребностей российского рынка. Остальные меха импортируются, в основном, нелегально.
Снижение рентабельности звероводства объясняется тем, что в начале 90-х гг. цены на корма выросли в несколько раз, а объемы выпуска мяса и рыбы сократились. В результате объемы разведения ограничились исключительно недоступностью кормовой базы.
С 1 января 2002 г. зверохозяйства получили статус «сельхозоргани- заций индустриального типа», и как следствие налог на прибыль вырос вдвое, прогнозируя сокращение рентабельности.
Кроме того, этот бизнес обладает ярко выраженной сезонностью. Забивают животных в октябре-ноябре, а кормить и ухаживать за пушными зверями нужно весь год.
После того как беспроцентные госдотации отменили, хозяйствам пришлось привлекать коммерческие кредиты.
В настоящее время общее. количество ферм насчитывается всего лишь порядка 50-60.
Сократились объемы продаж клеточной пушнины на нашем аукционе.
На Государственный рынок поступает много меховой продукции из-за рубежа — Китая, Греции, Италии, Турции.
Дешевые греческие меховые пальто делают из далеко не лучшего сырья. Причем сырье Греция сама не производит, а закупает его на аукционах в Германии, США, России (наше сырье самое дешевое, потому что стандарты выделки шкурок не соответствуют международным). К тому же с 2007 г., по словам экспертов, начнет действовать запрет на экспорт пушнины в странах ЕС.
Нельзя не упомянуть об основном скупщике сибирской пушнины — Китае, так как Китай является как бы промежуточным звеном между закупкой сырья в России и дальнейшей ее продажей, и продажей готовых меховых изделий в Италию, Америку. Получается, что сибиряки носят дорогие заграничные изделия, сшитые из нашей же пушнины.
Финансовый кризис в России, начиная с августа 1998 г., застал врасплох мировой пушной рынок. Ведь Дания, например, за счет российского потребителя восстановила снизившийся несколько лет назад уровень норководства и в 1998 г. имела для аукционов около 13,5 млн.
шкурок норки, т.е. на 1,3 млн. больше, чем в предыдущем году. В Финляндии увеличилось производство песцовых шкурок, и прекратился спад лисьих. Этим самым они быстро заполнили ту часть рынка, с которой ушли наши звероводы.
Горькая истина состоит в том, что наш потребитель все последние годы активно финансировал западных (в первую очередь скандинавских) фермеров-звероводов. Так что Россия по-прежнему делает погоду на мировом рынке, но уже не как экспортер, а как крупный покупатель ценной пушнины.
Более важная проблема для звероводов в настоящее время — это снижение себестоимости продукции за счет рационального кормления, снижения накладных расходов, а также подбор в хозяйствах ассортимента пород, обеспечивающего стабильность производства при колебаниях цен из-за изменения спроса. В условиях, когда отсутствует государственная поддержка, действует неприемлимая денежная политика по отношению сельхозпроизводителям, заслуживает внимания деятельность нескольких финансовых групп, сотрудничающих со звероводами. Если, например, при поддержке «Русьпушнины» в «Салтыковском» и других хозяйствах выращивают 70-80 % особо крупных шкурок норки, то эта продукция вполне конкурентоспособна, не хуже датской на любом рынке, в том числе внутреннем, где расчет идет на дециметры.
ГУПВО «Союзпушнина» сотрудничает со звероводами, проводит аукционы для отечественных и зарубежных покупателей, является одним из главных каналов реализации пушно-меховых товаров. В последнее время удельный вес звероводческой пушнины резко снизился, возросло значение охотничье-промысловой продукции. Значительная часть шкурок соболя проходит через аукционы «Союзпушнины», в том числе клеточного (в 2002 г. через него реализовано 24 тыс. шкурок соболя). Соболиные шкурки — самый устойчивый товар на мировом рынке, причем спрос на них есть во многих странах, в том числе в США и Японии. Хотя цены сейчас несколько ниже, чем раньше, но спрос на российскую продукцию постоянен, так как соболей разводят только в России.
В 1997 г. был создан Российский пушно-меховой Союз, куда вступили ведущие организации (их 27) отечественной меховой промышленности, звероводческой отрасли, науки, торгово-заготовительной сферы и «Союзпушнина». Впервые удалось создать представительную организацию, объединяющую все виды деятельности в пушно-меховом комплексе. Основная задача Союза — всемирная поддержка российских товаропроизводителей, маркетинг, координация их действий в борьбе за выживание, включая разработку правительственных программ по развитию
всех направлений деятельности в пушно-меховой индустрии. На между- народном уровне звероводы объединяются с переработчиками и торговцами пушнины. Так, Европейская ассоциация звероводов и Международная пушная торговая федерация создали единую комиссию для защиты интересов производителей пушнины.
Прошедшие после финансового кризиса в России международные выставки, аукционы показали, что проведение современных рекламных мероприятий с целью популяризации у населения изделий из меха и по другим вопросам является жизненно важным для пушной отрасли. Представляется целесообразным создание объединенного совета двух российских союзов, который бы обобщал поступающие предложения, координировал все мероприятия в части защиты интересов отрасли.
В ОАО «НИИ меховой промышленности» 30 марта 2004 г. состоялась очередная, уже ставшая традиционной, III Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие меховой промышленности России». Деловая направленность конференции определялась девизом «Российскому меховому рынку — российские разработки». В работе конференции участвовали более 60 представителей организаций, вузов и пред- приятий меховой отрасли различных регионов России.
Целый ряд докладов был посвящен качеству и экологичности новых технологий обработки пушно-мехового сырья. Данные показатели в настоящее время становятся основными в меховом производстве. Особое внимание привлекло выступление доктора биологических наук J1. А.Захаровой (ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии) о результатах проводимой совместно с ОАО «НИИМП» работы по созданию нового способа дезактивации мехового сырья. В ходе исследований было обнаружено уникальное-свойство препаратов «Гамма» на основе циклических терпенов — их способность к дезактивации мехового сырья от загрязнения радионуклидами стронция-90 и цезия-137 до предельно- допустимых уровней. ;
Среди многочисленных процессов, обуславливающих загрязнение вод отходами производства овчинно-меховых фабрик, не последнее место занимают стоки, образующиеся после процесса эмульсионного обезжиривания. Поэтому становится актуальной и такая проблема, как влияние состава синтетической среды на свойства микроорганизмов, используемых для биотехнологического метода обезжиривания овчин- но-мехового сырья. Создана коллекция микроорганизмов, обладающих не только липолитическими свойствами, но и способностью расти и развиваться в присутствии синтетических поверхностно-активных веществ. Последнее свидетельствует о возможности их дальнейшего использования в процессе разработки экобиотехнологического метода обезжиривания овчинно-мехового сырья.
Имеются исследования в области технологии обработки каракулевой группы сырья, результатом которой явилось создание новой технологии с использованием преимущественно отечественных химических материалов. Данная технология предусматривает крашение шкурок с непривлекательной природной окраской или шкурок черного и коричневого цвета после предварительного депигментирования в красный, розовый, желтый, оливковый и другие цвета. При этом удалось добиться улучшения блеска и формы завитка. Получен положительный эффект при обработке шкурок различной природной окраски, устойчивый после крашения как окислительными, так и кислотными красителями. Исследуются процессы крашения шубной овчины и мехового велюра отечественными красителями. Как показали проведенные исследования, применение отечественных металлокомплексных красителей — РОВЕНОВ, выпускаемых ЗАО «Колорос» (г. Москва) для крашения мехового велюра, вырабатываемого из шубной и меховой овчины, позволяет получить требуемое качество окраски и при более низких затратах по сравнению с импортными аналогами.
Используется поляриметрический метод исследования, основанный на измерении оптической активности жидких сред, контактирующих с обрабатываемым сырьем или полуфабрикатом. Выявлено преимущество поляриметрического влияния дисперсий коллагена на кинетику отмочки шкурок кролика.
Представлены разработки нового прокладочного материала с односторонним точечным клеевым покрытием. Особенностью материала является использование в качестве клеевого покрытия термопластичных полиуретанов с определенными характеристиками. Достоинством полимерной композиции является пониженная температура плавления (48-52 °С). В качестве основы прокладки используют тканевязаное полотно с «уточной» нитью и с подворсованной поверхностью. Результаты исследований комплекса свойств показывают, что новый материал по своим свойствам не уступает лучшим зарубежным образцам. Отечественных аналогов не имеет. Использование нового материала обеспечит переход предприятий к малооперационной, ресурсосберегающей технологии производства меховой одежды, основанной на клеевых соединениях и позволяющей интенсифицировать процессы изготовления с одновременным повышением качества и конкурентоспособности изделий.
Исследуются «пути повышения износостойкости локальных участков одежды из натурального меха». Одним из способов усиления проч-
ности связи волоса с кожевой тканью является ее обработка синтетическими пленкообразующими полимерами.
Современный потребительский рынок представлен меховыми предприятиями России и стран СНГ.
■ Все лучшее из многовекового опыта Российских меховщиков сконцентрировано в меховой фирме «Екатерина». Российская добротность, элегантный дизайн, качество и красота, не уступающие лучшим зарубежным фирмам. Основанная в 1912 г. сегодня фирма — лауреат конкурса дизайнеров России.
■ Витебский меховой комбинат. Предприятие перерабатывает все виды пушно-мехового и овчинно-шубного сырья. Изготавливает более 150 моделей верхней одежды. Коллекция изделий ежегодно обновляется на 100 %.
■ Совместное белорусско-российское производственное предприятие ЗАО «Белорусский мех». Успешно работает на российском рынке с 1997 г. Производит широкий ассортимент — шубы, дубленки, головные уборы. Осуществляет выделку и крашение мехов с использованием современных технологий.
■ Меховое предприятие «РОТ-ФРОНТ» г. Санкт-Петербург. Производимые изделия — это новейшие коллекции меховых пальто и головных уборов.
■ ОАО Слободское меховое предприятие «Белка» (Кировская область). Производит выделку всех видов мехового сырья, изготавливает эксклюзивные и коллекционные модели одежды, рабочую, специальную и форменную одежду на натуральном меху.
■ ЗАО Агрофирма «Голубая норка» (Россия, Московская область). Создан законченный производственный цикл: от разведения пушного зверя, в т.ч. новых селекций до изготовления меховых изделий.
Современный потребительский рынок представлен и другими предприятиями, перерабатывающими пушно-меховое сырье и производящими готовую продукцию (гг. Новосибирск, Якутия, Новгород, Иркутск, Владивосток, Хабаровск и др.).
Крупные меховые предприятия кооперируются с известными модельерами и дизайнерами. Мелкое и среднее меховое производство также демонстрирует большую гибкость и эффективность.
Поддержка отечественным товаропроизводителям; популяризация российских мехов; выявление талантливых дизайнеров и мастеров; демонстрация высококачественных конкурентоспособных изделий отечественного производства, созданных на основе традиционных и новейших технологий — все эти задачи решаются созданными в последние годы различными ассоциациями, пушно-меховыми союзами, крупными концернами, обществами меховщиков:
■ «Российский пушно-меховой союз» (РПМС) — г. Москва
■ АО «Русьпушнина» — г. Москва
• «Ленпушнина» — г. Санкт-Петербург
■ «Российское общество меховщиков» — г. Москва
■ «Концерн Российский мех» — г. Москва
■ «Центросоюз РФ» — г. Москва
■ Организованные и проводимые аукционы, выставки, конкурсы позволяют сделать вывод, что, несмотря на кризисы, состояние отрасли улучшается и «Мягкое золото» России является конкурентоспособным на мировом потребительском рынке.